Описание картины “Славяне на Днепре” Николая Рериха
Н.Рерих, “Славяне на Днепре”, 1905 год, Фото: sibro.ru
Название | Славяне на Днепре |
Страна, художник | Россия, Николай Константинович Рерих |
Год | 1905 |
Жанр | жанровая сцена, модерн |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | пастель, темпера, картон |
Картину “Славяне на Днепре” написал русский художник Николай Рерих в 1905 году.
Псевдодокументалистика в русском народном стиле
Автор в начале своего творческого пути много работал на тему древней русской истории. Он создал цикл работ “Начало Руси. Славяне”. Одним из ярких его образчиков – полотно “Славяне на Днепре”.
Работа среднего размера выполнена в псевдоисторической манере. Рерих увлекался археологией, историческими исследованиями, пробовал себя в иконописи. Поэтому для большей правдоподобности изображений он придал своему творению стиль древней Руси.
На первом плане зритель видит груженые ладьи, явно военные. Каждая богато украшена резным орнаментом и раскрашена в яркие цвета. На берегу рядом с ладьями толпятся тяжеловооруженные воины, наблюдающие за вереницей крестьян, несущих на себе тяжело набитые мешки.
Идет сбор дани с местных жителей — славянского племени полян, обитавшего в XI-XII веках на Днепре.
На заднем плане виднеются нехитрые жилища полян в виде шатров, над ними курится дымок. Перед шатрами расположено важное для всего племени место — капище со статуями идолов, грубо вырезанными из дерева.
Невзирая на яркие краски картины, общее впечатление складывается гнетущее — вероятно, из-за согбенных фигур крестьян, которые вынуждены отдавать дружине своего князя с трудом собранный урожай. Мрачные идолы безмолвно смотрят на это, ничем не помогая своему народу.
Угрожающе выглядят и резные фигуры на носу ладей — все они разные, но одинаково пугающие.
Волны реки неспокойны, это тоже придает мрачное настроение картине.
Вероятно, таким образом автор хотел подчеркнуть опасную, полную невзгод жизнь древних славянских племен.
Сочетание красно-охристых, зеленых, желтых, коричневых тонов в картине гармонично сочетаются и придают работе монументальность. Вся композиция выдержана в едином стиле, и, несмотря на нарочито плоскую манеру исполнения, в картине чувствуется движение. Это придает ей некое сходство с фресками в русских церквях.