Описание картины Сергея Лучишкина «Шар улетел»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Сергея Лучишкина «Шар улетел»

 

Описание картины Сергея Лучишкина «Шар улетел»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Сергей Лучишкин, 1926 год, картина «Шар улетел», Фото: muzei-mira.com

Название Шар улетел
Страна, художник Россия, Сергей Лучишкин
Год 1926
Жанр Городской пейзаж
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Художник Сергей Лучишкин жил и работал во времена расцвета искусства социалистического реализма. Большинство картин в то время были полны политического пафоса и вымученного оптимизма. Тем сильнее выделялась на этом фоне работа «Шар улетел» – искренний рассказ о разочарованиях в жизни, одиночестве и утраченной мечте.

Визуально картину можно разделить на три части: слева и справа возвышаются два многоэтажных дома, а между ними двор-колодец. Дома доминируют и подавляют своими размерами, они настолько громадные, что человек рядом с ними кажется песчинкой. В голом, пустынном и сером дворе стоит маленькая девочка в голубом платье. Она смотрит в небо – туда, куда улетел ее красный шарик.

Сам двор вызывает уныние – это серая коробка, огороженная забором от остального мира. Даже попытка высадить деревья, чтобы оживить это пространство, не увенчалась успехом. Вместо сочной зелени торчат голые стволы – символ уныния и безысходности.

О смыслах, заложенных в произведении, можно говорить бесконечно. Так, многоэтажные дома со своими жильцами – это аллегория разных этапов в жизни человека. Маленькая девочка во дворе символизирует детство, девушка в окне, расчесывающая волосы, – это молодость, женщина с ребенком – зрелость, а повесившийся мужчина на верхнем этаже – печальное завершение жизненного пути. При таком подходе человек чувствует себя безвольным винтиком в системе. Появляется чувство безысходности и обреченности.

Другое прочтение картины позволяет говорить о противостоянии личности и общества. Огромные многоквартирные здания невнятного серо-желтого цвета – символ социалистического общества, стремящегося ко всеобщему равенству. Тогда как маленькая девочка в голубом платье – образ индивидуальной личности, полной мечтаний. Дома доминируют над девочкой, сжимают пространство, подавляют своими размерами, словно хотят вовсе ее растоптать. Так и социалистический строй стирал все индивидуальное, оставляя лишь выпотрошенную бесцветную оболочку.

Единственный выход из этого замкнутого мирка – вверх, вслед за шариком, но для этого нужно научиться летать.

Оцените статью
Добавить комментарий