Описание картины “Представляют трофеи” Василия Верещагина
В.Верещагин, “Представляют трофеи”, 1872 год, Фото: muzei-mira.com
Название | Представляют трофеи |
Страна, художник | Россия, Василий Васильевич Верещагин |
Год | 1872 |
Жанр | реализм, историческая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Представляют трофеи” написал русских художник Василий Верещагин в 1872 году.
В бочке меда…
Масштабное полотно – почти 2,5 м в длину и 170 см в ширину – выставляется в одном из залов Третьяковской галереи. Эта картина входит в цикл “Варвары”, – именно это слово и подразумевается в ее названии, как и у других работ этой серии (“Высматривают”, “Нападают внезапно”, “Торжествуют”).
Картина огромная, фигуры людей изображены практически в натуральную величину, в полный рост. Первоначальное впечатление отсылает к восточным сказкам.
Перед зрителем – залитый солнцем внутренний дворик восточного дворца. Ряд изящных колонн уходит с переднего плана в глубь пространства. На белых лаконичных опорах установлены столбы, украшенные искусной резьбой. Их форма напоминает свечи, чуть скругленные снизу и сужающиеся в верхней части. Колонны, образующие портик, завершаются изящными капителями, украшенными мозаикой или росписью. Так же нарядно отделан потолок. Гладкие плиты пола молочного цвета чисто выметены. На дальнем плане видно чистое васильковое небо.
Группа людей в восточных халатах и белых чалмах стоит полукругом в правой части композиции. Несмотря на крупное изображение, лиц разглядеть практически невозможно – все склонились в почтительном поклоне перед хозяином сказочного дворца. Он стоит, слегка склонялась перед принесенными ему дарами, образующему небольшую гору у одной из колонн.
В отдалении, на другой стороне портика и в центре двора тоже стоят замершие в полупоклоне люди. Они не смеют пошевелиться. Их позы – воплощение покорности. На первый взгляд вполне мирная сцена, отражающая восточный колорит и традиционный этикет южных стран.
Впечатление полностью меняется, когда зритель дает себе труд всмотреться внимательнее в дары, преподнесенные хозяину. Они видны не полностью, часть этой бесформенной груды скрывается за сияющей белизной опоры колонны. Это составляет контраст с грязной, неровной поверхностью подношений. То ли фрукты, то ли крупные орехи лежат у ног хозяина.
И пристальный взгляд на эти предметы заставит зрителя в ужасе и отвращении отшатнуться от полотна. Преданные рабы преподнесли хозяину головы поверженных врагов. Одна из них подкатилась к самым ногам жестокого правителя. Мертвое лицо повернуто вверх, на него безучастно и презрительно смотрит тот, к кому с таким почтением относятся все остальные участники сценки.
Чуть позади хозяина мужчина прикрывает нос и рот рукавом халата, защищаясь от исходящего смрада. Он единственный, кто проявил хоть какую-то эмоция в связи с происходящим.
Восточный колорит особенно удался художнику, что несколько необычно на первый взгляд. Верещагин – в первую очередь, баталист. Туркестанская серия, в которую вошли и “Представляют трофеи” вместе со всеми работами цикла “Варвары”, не изображает собственно сцен сражений. Это скорее жанровые зарисовки. Но их глубинный смысл раскрывает глубокий психологизм войны, идущей не только на поле боя, но и внутри общества и отдельного человека.