Описание картины “Портрет С.М.Боткиной” Валентина Серова
В.Серов, “Портрет С.М.Боткиной”, 1899 год, Фото: muzei-mira.com
Название | Портрет Софьи Михайловны Боткиной |
Страна, художник | Россия, Валентин Александрович Серов |
Год | 1899 |
Жанр | портрет, импрессионизм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Картину “Портрет Софьи Михайловны Боткиной” написал русский художник Валентин Серов в 1899 году.
Воздушная, грустная, одинокая средь неподъемного внешнего блеска
Портрет молодой жены коллекционера Боткиной абсолютно не держится в рамках жанра парадного портрета. Серов пишет натурщицу на роскошной барочной софе: золото, приглушенный шел, вышивка. Диван выглядит тяжелым, китчевым, совершенно вычурным. Софья Михайловна же, наоборот, – сама изысканность, хрупкость и скромность. Ни капли привычной таким портретам надменности.
Мастерски художник обыгрывает фон для модели: его просто нет. Он нарочито выдергивает Боткину из привычных интерьеров: так ее портрет становится странно-лиричным, с надрывным психологическим звучанием.
Палитра, казалось бы, очень сдержанна и адекватна, но при долгом рассмотрении навевает психоделические настроения. Хоть и приглушенный, в правой части композиции доминирует желтый цвет. Эту болезненно-белую, невесомую фигуру и желтоватом полупрозрачном платье обрамляет мрачновато-заполняющий темный тон. Синий, тяжелое, почти коричневое золото дивана, охристые стена и пол сливаются в сплошной грязно-депрессивный фон, в котором выхватывается только бесконечно печальная героиня.
Маленькая собачка лишь подчеркивает беззащитность своей хозяйки, внося не последнюю лепту в общее впечатление от портрета. Кто-то увидит в ней непременную дань тогдашней моде, а кто-то – единственное преданное этой женщине существо.
Эта картина стала очень личной, прекрасно отображающей одиночество своей прекрасной хозяйки. Декоративность того же дивана и роскошного платья героини покорно меркнет перед ее душевным состоянием, что так искусно передал художник
Портрет высоко оценила европейская богема и искусствоведы. Всемирная выставка 1900 года в Париже дала произведению Серова право на Гран-при.
Полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.