Описание картины “Победа Пересвета” Павла Рыженко
П.Рыженко, “Победа Пересвета”, 2005 год, Фото: cont.ws
Название | Победа Пересвета |
Страна, художник | Россия, Павел Викторович Рыженко |
Год | 2005 |
Жанр | батальный, историческая живопись |
Находится | Приемная Святейшего Патриарха Кирилла |
Материалы | холст, масло |
Картину “Победа Пересвета” написал заслуженный художник России Павел Рыженко в 2005 году. Она была создана на тему отечественной истории, как и большинство его творений.
Дань Родине и ее героям
На картине зритель видит Александра Пересвета – монаха-воина, победившего сильнейшего монгольского богатыря Челубея в легендарной Куликовской битве 1380 года. Он сидит верхом на скачущем коне, а сраженный “непобедимый воин” падает позади него с коня, и его кровь пачкает траву на поле.
На заднем плане на все это смотрит огромное вражеское войско, пораженное событием. Пересвет смертельно ранен, но, несмотря на это, его лицо выражает спокойствие и серьезность. Он знает, что выполнил свой долг.
Картина выполнена в теплых цветах, значительное место занимает желтоватый (пшеничный) оттенок ярко светящего солнца. Хоть главное сражение еще впереди, это все же можно считать своеобразным символом победы добра над злом, а также светлости и героизма главного героя. По словам автора, он хотел передать в своем произведении тот самый миг торжества. Он считает, что именно чувство любви (к своей Родине, Богу) помогло Пересвету одолеть противника.
Эта картина отражает одну из самых достоверных версий состязания воинов, которая гласит, что Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. Челубей, настоящий мастер конных поединков, имел копье длиннее обычного на целый метр. Когда противник вступал в бой с богатырем, то, даже не успев нанести удар, падал с коня. Благодаря такой хитрости Челубея никто не мог одолеть.
Главный герой решил изменить тактику – он снял свои доспехи и на нем осталась только одна Великая схима (это облачение монахов, изображающее крест, его надевают на свою обычную одежду). Пересвет сделал это, потому что оружие врага, пройдя на большой скорости через мягкие ткани тела, не успело бы выбить его из седла и только так бы он смог нанести ответный удар. Так и случилось: победитель получил смертельную рану и, доехав до своего войска, отдал Богу душу.
Это произведение искусства демонстрирует одаренность и мастерство художника. Невооруженным глазом видно, как Рыженко уважает память Родины, чтит ее историю и героев.