Описание картины Павла Корина «Реквием. Русь уходящая»
Павел Корин, 1925-1959 годы, картина «Реквием. Русь уходящая», Фото: foma.ru
Название | Реквием. Русь уходящая |
Страна, художник | Россия, Павел Корин |
Год | 1925-1959 |
Жанр | Историческая живопись, религиозная сцена |
Находится | Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Бумага, темпера |
В 1925 году Павел Корин присутствовал на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре. В то время уже существовала опасность преследования верующих, но несмотря на это, поток людей, желающих попрощаться, тянулся к гробу пять дней и ночей. Все понимали, что с этого дня положение Русской Православной Церкви безвозвратно изменится. Люди в этот момент скорбели не только по ушедшему патриарху, но по дореволюционной России. Глубоко впечатленный величием этого события, Корин решил написать грандиозное произведение, своеобразный «судный день», который превратит окружающий мир в пепелище.
В своей мастерской он натянул гигантский белый холст площадью более 40 квадратных метров и приступил к написанию эскизов. Он создал 29 фрагментов – портреты священнослужителей, интерьеры Успенского собора и наброски к композиции. Но за 27 лет художник так и не перенес зарисовки на холст – он остался девственно-чистым до самой смерти автора. Все элементы выставлены в Третьяковской галерее – там зрители могут мысленно перенести все эскизы на пустой холст и представить себе несостоявшийся шедевр.
На полотне мастер планировал отобразить единство всех рангов духовенства перед общей бедой. Священники, юродивые, фанатики веры – все сплотились между собой, чтобы проводить в последний путь патриарха.
Все детали на эскизах прописаны с невероятной тщательностью и вниманием – от одеяний монахинь до элементов убранства храма. Каждое лицо – психологический портрет, со всеми переживаниями, душевными болями, эмоциями в момент совершения паломничества к гробу. Их общая скорбь отражается в сердцах вместе с тихим перезвоном колоколов, полным мрачности и безнадежности, но в то же время слабой надежды оживить, вернуть православную Русь.
Основная концепция картины жила и менялась с течением времени. Сначала она выражала бесконечную скорбь о гибели православной церкви, но потом превратилась в свидетельство стойкости нерушимого божественного духа.