Описание картины Павла Федотова «Вдовушка»
Павел Федотов, 1851-1852 годы, картина «Вдовушка», Фото: opisanie-kartin.com
Название | Вдовушка |
Страна, художник | Россия, Павел Федотов |
Год | 1851-1852 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Но его «Вдовушка» имеет совершенно другой характер: она выражает искреннее сочувствие художника к героине, без тени насмешки.
Сюжет прост, а композиция, в отличие от более раннего творчества Федотова, не изобилует деталями. Основным намерением мастера было стремление передать душевное состояние героини, всю глубину ее отчаяния. На создание произведения художника подвигла печальная судьба его родной сестры: она была несчастна в браке, а после смерти мужа стала еще несчастнее – одинокая, нищая, беременная. Девушка оказалась беззащитной жертвой обстоятельств, одна в целом мире. Художник ощущал острую жалость и пытался рассказать эту историю так, чтобы зрители также прониклись сочувствием.
На холсте представлена молодая женщина – она стоит посреди комнаты, облокотившись на комод. Ее поза выражает опустошение и безысходность, на бледном лице написано бесконечное горе. Девушка одета в черное траурное платье, волосы собраны в тугой пучок, а живот заметно округлился. На комоде за ее спиной рядом с иконой стоит портрет бравого мужчины в военной форме. По этим деталям зритель может догадаться, что девушка – молодая вдова. Ее супруг погиб, оставив ее в одиночестве, беременную и с долгами.
Вокруг нее мебель с ярлыками – все предметы описали, чтобы конфисковать за долги супруга, как и квартиру, бывшее семейное гнездышко. Комната освещена только догорающей средой, по углам сгустились тени, что придает дополнительное напряжение обстановке.
Из личных вещей у вдовы осталась только маленькая плетеная корзинка с посудой и прочим скарбом, стоящая возле кровати. Видимо, бедняжка собирается с минуты на минуту покинуть свой прежний дом, чтобы отправиться в неизвестность.
Над картиной мастер работал два года, стараясь добиться максимальной достоверности. В итоге он написал четыре разных варианта произведения, отличающиеся цветовой гаммой и композиционным решением. Именно к цвету на полотне художник предъявлял особые требования: ему хотелось, чтобы зритель с первого взгляда проникался атмосферой безысходности. Кроме этого, он пытался найти идеальную натурщицу для своей героини, с лицом, полным скорби и страдания.