Описание картины «Пасечник» Ивана Крамского: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины “Пасечник” Ивана Крамского

 

Описание картины "Пасечник" Ивана Крамского: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
И.Крамской, картина “Пасечник”, 1872 год, фото: upload.wikimedia.org

Название Пасечник
Страна, художник Россия, Иван Крамской
Год 1872
Жанр портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Картину “Пасечник” написал в 1872 году русский художник Иван Крамской. С 1925 года она – часть собрания Третьяковской галереи.

Светлая грусть в ярких красках

Письма самого автора, в первых экспозициях и каталогах мелькали другие названия этого произведения – пожалуй, ярче отражающие его суть. “Старик на пчельнике”, “На пасеке”, “Стар стал”.

Полотно увидело свет на 3-й выставке “передвижников”, в Питере, в 1874 году. В частную коллекцию ее купил К.Солдатенков, который завещал ее после смерти Румянцевскому музею, куда она и перешла в 1901 году, затем в Третьяковку.

“Пасечник” – один из цикла крестьянских портретов мастера.

В центре сюжета – присевший перевести дух старичок. Без лишних взмахов кисти видно, что пасека – его жизнь, несмотря на превратности старости. Оптимизм и светлую грусть передает жизнерадостная палитра картины.

В герое абсолютно отсутствует суетность. Магическим способом автор передает через образ старика его сущность: трогательную любовь к пчелам, природе, гармонии с ней и многолетний опыт работы на пасеке.

Сами того не замечая, мы судим о персонаже по едва уловим, но четко продуманным художником деталям: крупный крестьянский крест на груди, коротко стриженная борода (в длинной могут заплутать пчелы), аккуратная прическа, максимально простая, но безупречно ухоженная одежда. Даже ключик на поясе – показатель, скорее всего, педантичности, серьезному и строгому отношению к себе и вещам.

Старец явно находит особое удовольствие в одиночестве и в компании природы, любимых пчел чувствует себя замечательно.

Солнце играет на руках и лице героя. Пасека позади – как таинственный городок. Тропинка делит композицию на 2 взаимосвязанных части, одновременно, конечно, разделяя человеческий мир и пчелиное королевство.

Это полотно – один из первых в творческом пути Ивана Николаевича Крамского натурных сюжетов на фоне пейзажа.

В своей книге о художнике, В.Порудоминский описывал “Пасечника” как картину о неизбежности старости, говоря о бессилии и отрешенности старика.

Оцените статью
Добавить комментарий