Описание картины “Пасечник” Ивана Крамского
И.Крамской, картина “Пасечник”, 1872 год, фото: upload.wikimedia.org
Название | Пасечник |
Страна, художник | Россия, Иван Крамской |
Год | 1872 |
Жанр | портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картину “Пасечник” написал в 1872 году русский художник Иван Крамской. С 1925 года она – часть собрания Третьяковской галереи.
Светлая грусть в ярких красках
Письма самого автора, в первых экспозициях и каталогах мелькали другие названия этого произведения – пожалуй, ярче отражающие его суть. “Старик на пчельнике”, “На пасеке”, “Стар стал”.
Полотно увидело свет на 3-й выставке “передвижников”, в Питере, в 1874 году. В частную коллекцию ее купил К.Солдатенков, который завещал ее после смерти Румянцевскому музею, куда она и перешла в 1901 году, затем в Третьяковку.
“Пасечник” – один из цикла крестьянских портретов мастера.
В центре сюжета – присевший перевести дух старичок. Без лишних взмахов кисти видно, что пасека – его жизнь, несмотря на превратности старости. Оптимизм и светлую грусть передает жизнерадостная палитра картины.
В герое абсолютно отсутствует суетность. Магическим способом автор передает через образ старика его сущность: трогательную любовь к пчелам, природе, гармонии с ней и многолетний опыт работы на пасеке.
Сами того не замечая, мы судим о персонаже по едва уловим, но четко продуманным художником деталям: крупный крестьянский крест на груди, коротко стриженная борода (в длинной могут заплутать пчелы), аккуратная прическа, максимально простая, но безупречно ухоженная одежда. Даже ключик на поясе – показатель, скорее всего, педантичности, серьезному и строгому отношению к себе и вещам.
Старец явно находит особое удовольствие в одиночестве и в компании природы, любимых пчел чувствует себя замечательно.
Солнце играет на руках и лице героя. Пасека позади – как таинственный городок. Тропинка делит композицию на 2 взаимосвязанных части, одновременно, конечно, разделяя человеческий мир и пчелиное королевство.
Это полотно – один из первых в творческом пути Ивана Николаевича Крамского натурных сюжетов на фоне пейзажа.
В своей книге о художнике, В.Порудоминский описывал “Пасечника” как картину о неизбежности старости, говоря о бессилии и отрешенности старика.