Описание картины “Озеро лесных духов” Георгия Чорос-Гуркина
Г.Чорос-Гуркин, “Озеро лесных духов”, 1910 год, Фото: nowimir.ru
Название | Озеро лесных духов |
Страна, художник | Россия, Георгий Иванович Чорос-Гуркин |
Год | 1910 |
Жанр | пейзаж |
Находится | Алтайский музей, Барнаул |
Материалы | холст, масло |
Картину “Озеро лесных духов” написал русский художник Георгий Чорос-Гуркин в 1910 году.
Произведение с богатейшей историей
Имя автора мало известно широкой аудитории. Между тем он – ученик знаменитого Ивана Шишкина, самобытный алтайский художник, пик творчества которого пришелся на начало ХХ века.
Можно сказать, что Гуркин опередил свое время. Настолько реалистичная живопись, что ее можно принять за цифровую фотографию, стала развиваться только через 100 лет.
По своей этнической принадлежности Георгий Гуркин – представитель древнего рода чорос. Имя своего народа он присоединил к фамилии. Это древний алтайский этнос с самобытной культурой, которая нашла отражение в творчестве художника.
Пейзаж “Озеро лесных духов” (Дены-Дэр) запечатлел священное и мистическое для местного населения место. Зрителю открывается удивительное зрелище, изображенное с фотографической точностью и достоверностью.
Таинственное озеро Гуркин изображал неоднократно, но самой успешной версией считается пейзаж, написанный в 1910 году. Сейчас полотно входит в коллекцию Алтайского музея, в Барнауле.
Зрителю открывается панорама высокогорного Алтая в ранние дни весны. На переднем плане и дальше справа видны оттаявшие островки почвы. Яркое солнце играет на горных пиках. Высокое небо светло и прозрачно.
Композиция картины создает ощущение присутствия в удивительном уголке природы, когда открылась возможность полюбоваться потрясающим горным пейзажем.
Передний и средний планы – хрустальная поверхность горного озера, за которым высятся горные пики, покрытые снегом. Безупречная хрустальная чистота и звенящая тишина вводят в состояние благоговейного трепета.
Эффект нависающих над зрителем величественных гор художник сделал с помощью приема шишкинской школы – выбрал точку зрения снизу вверх, сместив линию горизонта ниже середины картины.
Благородные жемчужные оттенки, тщательно подобранные художником для изображения прозрачного неба и застывших в задумчивости гор, делают пейзаж одновременно легким и воздушным, торжественным и умиротворенным.
Колорит пейзажа заключен в спокойных тонах, что не мешает художнику добиться эффекта прозрачного сияния, будто исходящего от картины. Это особенно впечатляет, если учесть, что изображение создано маслом, а не акварелью.