Описание картины “Отец Иван, священник из Палеха” Павла Корина
Название | Отец Иван, священник из палеха |
Страна, художник | Россия, Павел Корин |
Год | 1931 |
Жанр | Портрет |
Находится | Дом-музей П.Д.Корина, филиал Государственной Третьяковской галереи |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Отец Иван, священник из Палеха” написал русский художник Павел Корин в 1931 году.
Страх и стойкость – между религией и большевиками
Человек с осязаемой болью в глазах – отец Иоанн Рождественский. Священник, увековеченный кистью Павла Корина, в постреволюционные годы служил в селе Палех, что во Владимирской губернии.
В то смутное время в стране было страшно и неспокойно, а церковный институт подвергался гонениям со стороны пришедших к власти большевиков.
Совсем недавно произошло резонансное дело в Шуйском уезде, где местные христиане оказали серьезное сопротивление органам государственной власти при попытке тех реквизировать церковные ценности.
Спустя несколько дней, Отец Иван, закончив литургию, зачитал прихожанам послание патриарха Тихона и призвал не препятствовать сбору православных реликвий в случае появления подобных требований у правительственной комиссии. Но также добавил, что он, как священник, не может отдать столь важные для духовенства предметы. Не по канону. За эту речь Отец Иоанн был арестован и обвинен в том, что “в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона”.
Прихожане пытались всячески защитить своего пастыря. И даже составили прошение в Верховный Ревтрибунал. Однако никакие ходатайства не помогли, и священник Иоанн Рождественский был приговорен к расстрелу.
Павел Корин написал эту картину в 1931 году, и нетрудно догадаться, что именно он хотел в ней выразить. Взгляд изображенного отца Ивана испуган, грустен, но тверд. Он понимает, чем все закончится, но не намерен отступать, принимая фатальный для него вызов. Иван левой рукой прижимает к сердцу серебряный крест, тем самым демонстрируя, что ценность подобных вещей для священнослужителя заключается не в дороговизне металла, а в символической святости и ритуальной ценности.
Правой рукой священник сжимает выставленное вперед распятие. Зная контекст, такой жест можно интерпретировать, как то самое принятие боя, как жест защиты и ограждения от сил, которые сложно назвать “добром”. Хоть Иоанн и держит гордую осанку, он знает, что это сопротивление бессмысленно и не принесет никакого результата, а безжалостный ветер перемен, свистящий меж остриями штыков и пронзаемый насквозь горячими высверками пуль скоро окончательно изменит все.