Описание картины Ореста Кипренского «Гадалка со свечой»
Гадалка со свечой. Орест Кипренский. 1830 год. Русский музей, Фото: muzei-mira.com
Название | Гадалка со свечой |
Страна, художник | Россия, Орест Кипренкицй |
Год | 1830 |
Жанр | портрет |
Где хранится | Государственный Русский музкй, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Последние несколько лет своей жизни Орест Кипренский прожил в Италии. Вернулся он после долгих поисков себя, путешествий и проживания в России. Работа «Гадалка со свечой» относится к поздним работам автора, к периоду Кипренского, как состоявшегося портретиста. Портрет гадалки Орест Адамович написал, находясь в Неаполе.
Изначально живописец искал художественный образ для «Трибунской сивиллы». Как нельзя лучше этюд гадалки подходил к образу. Сам мастер писал, что он находится в постоянном поиске необходимых тонов для корректного изображения освещения огнем. В своих записках Орест Адамович называл картину то Ворожеей, то Младой цыганкой с картами.
Этюд удался. Чуть позже в другом полотне мастер продублировал и игру света и характер тонов, изображающих свет от огня. Продублировал он даже позу своего персонажа, однако широкому зрителю остался более доступен портрет юной гадалки.
Выразительным и говорящим получился портрет гадалки, смотрящей на огонь свечи, которая освещает комнату. Девушка опирается на руку подбородком. Скосив глаза в сторону пламени она смотрит вопросительно, как будто должна получить какой то секретный ответ в огне свечи. Густые черные брови обрамляют ее огромные глаза. На голове белый с красными лентами платок, такое же украшение из белых грушевидных петелек на красной расшитой ленте. Смуглая пухлая румянощекая красавица в темном платье с белыми рукавами – воланами. На безымянном пальце ее левой руки сверкает золотое кольцо.
Подсвечник с длинной белой свечой девушка поставила на импровизированный постамент, состоящий из вазы и толстой книжки, теперь свеча стоит высоко и освежает большее пространство. Около подсвечника на столе небрежно брошена колода карт, основной гадальный инструмент девушки. В правой руке у нее зажата черная трость, вероятно, она пользуется данной указкой при гадании на картах. Сидит девушка за столом на фоне темно-красной, почти бордовой тяжелой портьеры.
Картину, написанную как этюд у тысяча восемьсот тридцатом году купил у автора Граф Шереметьев. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.