Описание картины Ореста Кипренского «Бедная Лиза»
Орест Кипренский, 1827 год, картина «Бедная Лиза», Фото: muzei-mira.com
Название | Бедная Лиза |
Страна, художник | Россия, Орест Кипренский |
Год | 1827 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Кипренский был талантливым портретистом, умевшим показать внутренний мир своего героя, его мечты и горести. Один из его знаменитых портретов «Бедная Лиза» отсылает зрителей к одноименной повести Карамзина. По сюжету, бедная крестьянская девушка полюбила молодого дворянина. Он сначала отвечал ей взаимностью, но высокие чувства быстро надоели молодому человеку, и он женился на богатой старой даме. Когда Лиза узнала об этом, то не смогла вынести тяжести предательства и утопилась в пруду от горя.
Книжная история проникнута сентиментальным настроением, тогда как художнику удалось передать романтическую грусть от неразделенной любви.
Изображенная на портрете девушка юна и прекрасна, но это не беззаботная юность. Героиня успела познать боль потери, предательство, разочарование. В ее глазах затаилась тоска, а в складке губ немой укор. В душе она переживает настоящую драму, но пытается скрыть ее от посторонних равнодушных взглядов. Скромная простая прическа выдает ее небогатое происхождение, а белое платье и нежно-розовая шаль являются отражением тонкой ранимой души. В руке Лиза держит цветок – ярко-алый бархатец, символ ее отвергнутой любви.
В работе Кипренского заложен гораздо более глубокий смысл, чем рассказ о неразделенной любви. Живописец поднимает проблему социального неравенства. Ведь именно из-за своего происхождения Лиза не смогла соединиться с возлюбленным.
История девушки напомнила художнику печальную судьбу его собственной матери. Она была крепостной крестьянкой, когда понесла ребенка от своего барина. Чтобы избежать позора, барин выдал девушку замуж за дворового парня и подписал обоим вольную грамоту. А мать Кипренского прожила остаток жизни с разбитым сердцем.
Любовь не знает социального положения, материального достатка и прочих условностей – считал художник. Искреннее чувство сметает все искусственные преграды на своем пути. Поэтому общество крайне жестоко, если отказывает юным девушкам в праве на счастье только из-за крестьянского происхождения или бедности.