Описание картины Николая Шильдера «Искушение»
Николай Шильдер, 1857 год, картина «Искушение», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Искушение |
Страна, художник | Россия, Николай Шильдер |
Год | 1857 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина «Искушение» кисти малоизвестного молодого художника Николая Шильдера, была в числе первых, купленных Павлом Третьяковым для своей галереи. Знаменитого купца привлекла жанровая сцена, созданная в традициях Федотова, когда произведение представляет собой целый рассказ о нравах, характерах и ценностях.
На полотне изображена маленькая мрачная каморка: единственные окошко под потолком едва пропускает солнечный свет. Обстановка в комнате бедная, но чистая: выскобленные доски пола, старый комод, кровать под черным балдахином. На кровати лежит бледная пожилая женщина в белом чепце и сорочке – несмотря на то, что день в разгаре, старушка забылась тревожным сном. Очевидно, женщина тяжело больна, а может быть даже умирает.
Рядом с кроватью стоит стул и специальный столик с вышиванием и брошенной белой тканью. За ним обычно работает девушка-белошвейка. Но сейчас девушка стоит посреди комнаты, рядом с ней старуха-сводница в хорошем платье, шерстяной шали и расшитом кружевном чепце. С коварной улыбкой она протягивает швее золотой браслет, украшенный драгоценными камнями. В темноте за ее спиной угадывается лицо мужчины. Он вытягивает шею и таращит глаза, чтобы лучше разглядеть, что происходит в комнате. Зрителю понятно, что этот господин предлагает девушке дорогое украшение, чтобы она провела с ним ночь.
Сама героиня молода и красива: у нее иссиня-черные волосы, завязанные в тяжелый узел, соболиные брови, нежная белая кожа и большие сверкающие глаза. Одета она просто, но аккуратно – в темную юбку и скромную белую блузку. Видно, что их семье катастрофически не хватает денег. Тяжелым трудом белошвейки много не заработать, а ведь нужно оплачивать жилье, еду и лекарства для. Драгоценный браслет помог бы выправить положение, возможно, с его помощью удалось бы даже вылечить мать. Поэтому искушение очень сильно. Но вся поза девушки выражает протест: одной рукой она отстраняет хитрую старую сводницу, а другой отмахивается от ее ужасного предложения. Лицо швеи выражает одновременно ужас, неприязнь, осуждение и брезгливость. Для нее немыслимо продать свою девичью честь, даже если ей предложат все сокровища мира.
Изображение тяжелой жизненной ситуации, сложного морального выбора, высоких нравственных идеалов, а также высокое качество исполнения – вот что делает это произведение выдающимся шедевром среди других жанровых картин.