Описание картины Николая Ге «Пушкин в селе Михайловском»
Николай Ге, 1875 год, картина «Пушкин в селе Михайловском», Фото: artchive.ru
Название | Пушкин в селе Михайловском |
Страна, художник | Россия, Николай Ге |
Год | 1875 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Харьковский художественный музей |
Материалы | холст, масло |
Николай Николаевич Ге был мастером портретов и религиозно-исторических полотен. Идея написать Пушкина пришла к нему после успеха другой его исторической работы – «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Николай Николаевич Ге, портрет кисти Николая Ярошенко, Фото: upload.wikimedia.org
Чтобы досконально отобразить быт эпохи Пушкина, художнику пришлось провести серьезную исследовательскую работу. Он отправился в Михайловское, побывал в доме поэта и даже обращался к его современницам – сестрам Керн. Благодаря этому визиту ему удалось воссоздать обстановку дома с удивительной точностью.
Кроме этого, Ге не устраивали существующие портреты Пушкина – они казались ему недостоверными. Поэтому для написания картины он использовал посмертную маску Александра Сергеевича.
В основу сюжета Николай Ге положил историю о том, как во время ссылки в Михайловском Пушкина навестил его лицейский товарищ, Иван Пущин. Друг привез поэту запрещенную тогда комедию Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич захотел немедленно прочесть произведение – именно этот момент решил впоследствии воскресить художник.
На полотне изображена комната с довольно скромной обстановкой: камин, письменный стол, заваленный бумагами, ширма и несколько стульев. Единственное, что оживляет интерьер – стопки книг, лежащие повсюду. В центре комнаты стоит главный герой. В его руках листки с пьесой, которую он читает вслух. В кресле перед ним – друг Иван Пущин, а позади стола с рукоделием сидит любимая няня Арина Родионовна. Их лица обращены к поэту, оба слушают Пушкина с чрезвычайным вниманием.
Полотно пронизано светом ясного и морозного зимнего утра, а в комнате, благодаря зажженному камину, царит атмосфера тепла и уюта.
Несмотря на то, что Ге удалось передать настроение того дня, картина не понравилась критикам. Она была написана не так тщательно и достоверно, как знаменитая «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ценители отмечали, что художнику гораздо лучше удается задумка полотна и словесное описание, чем само исполнение.