Описание картины Николая Дубовского «Море. Парусники»
Николай Дубовской, 1900 год, картина «Море. Парусники», Фото: 5sec.info
Название | Море. Парусники |
Страна, художник | Россия, Николай Дубовской |
Год | 1900 |
Жанр | Марина |
Находится | Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник |
Материалы | холст, масло |
Николай Дубовской был художником-передвижником, специализировавшимся на пейзажах. В начале своего творческого пути он работал в романтическом стиле, но позднее стал писать миражные картины, балансирующие на грани сна и реальности.
Произведение «Море» – прекрасный образчик планерной живописи, который отражает всю глубину мастерства художника в свето- и цветопередаче. Полотно отличается лаконичностью и оптимистичным звучанием. Здесь умиротворенный мир природы гармонично взаимодействует с миром человека.
Небо, изображенное на холсте, на горизонте почти сливается с морем, повторяя все его оттенки и состояния. Все пространство между гладью воды и небесным сводом наполнено воздухом и дышит свежим морским бризом.
На картине царит умиротворение, которое не нарушают даже крики чаек, пролетающих над зеркальной водной гладью. Напротив, он гармонизирует пейзаж, как и шорох волн о прибрежные камни.
Цветовая гамма работы невероятно гармонична, а переходы оттенков настолько неуловимы, что, грани предметов стираются, а все элементы предстают как единое целое. На первом плане цвет воды нефритово-изумрудный, но ближе к горизонту он меняется на сиреневый, лиловый и розовый. На горизонте под облачным слоем видна полоска небесной лазури, а сами облака обретают вид пышных кремовых зефирных шапок. Благодаря этому, у зрителя создается ощущение, что он попал на край земли.
Море выступает как особая стихия, одновременно живая и неподвижная. Время на холсте словно остановилась, сумев сохранить неподвижность волн, бреющий полет чаек и дуновение соленого ветра.
Солнца на картине не видно – возможно, оно опустилось за горизонт или спряталось за облаками. Несмотря на это, все объекты словно светятся изнутри ирреальным магическом светом.
На водной глади там и тут видны пики парусников – ближние, как в стихотворении Лермонтова, имеют кипенно-белый цвет, другие растворяются в розоватом тумане. По канонам живописного символического языка, парусники – это аллегория свободы, побега от унылой обыденности к светлому недостижимому идеалу.
Именно поэтому марина Дубовского рождает у зрителя удивительное состояние гармонии, внутренней идиллии. А благодаря ее композиционным особенностям и необычайной колористической глубине, картину можно считать шедевром морского жанра.