Описание картины Николая Богданова-Бельского «Устный счет»
Николай Богданов-Бельский, 1895 год, картина «Устный счет», Фото: artchive.ru
Название | Устный счет |
Страна, художник | Россия, Николай Богданов-Бельский |
Год | 1895 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Богданов-Бельский был выходцем из бедной крестьянской семьи, но сумел получить образование, развил свой талант и стал довольно успешным живописцем. Особенно любил он писать крестьянских ребятишек с их живым умом, жаждой к знаниям и большими светлыми надеждами. Возможно, в них он видел себя – вихрастого светловолосого мальчика с пытливым взглядом.
Картина «Устный счет» тоже в определенном смысле биографическая. На холсте изображена школа, построенная в родном селе художника на деньги дворянина Сергея Рачинского. Там крестьянские дети находились на полном пансионе – это стало первым российским образовательным учреждением такого типа. Богданову-Бельскому посчастливилось учиться в этой школе, а профессор Рачинский стал его учителем и наставником, подарившем мальчонке с художественными способностями путевку в жизнь.
Профессор использовал очень необычные методы обучения, интересовался совершенно различными, порой взаимоисключающими, дисциплинами: математикой, ботаникой, религией. Он считал, что освоение церковнославянской грамоты открывает дорогу к различным языкам, а церковные песнопения – это первый шаг к пониманию классической музыки. Его рациональная набожность выражается на полотне в образе Богородицы с Иисусом, висящем в раме рядом с грифельной доской.
Сам Рачинский представлен на картине интеллигентным мужчиной в очках и строгом костюме, с проседью в иссиня-черных волосах. Он совершенно выбивается из скромной обстановки сельской школы и ребятишек в крестьянских рубахах.
Вокруг него толпятся мальчишки, глубоко задумавшиеся над хитрой задачкой. В обучении учитель использовал собственный сборник задач для устного счета. Основная хитрость примера, написанного на доске, состоит в том, что ребятам не нужно в уме возводить степени и производить сложные вычисления. Достаточно лишь знать некоторые закономерности и последовательности, чтобы прийти к ответу.
Все ученики отнеслись к задачке с огромным интересом и глубоко задумались. Их подгоняет легкое чувство соревновательности: каждому хочется первым додуматься до ответа и шепнуть его любимому учителю. Некоторые вдумчиво смотрят на доску, другие, напротив, отвернулись от нее, упорно умножая в уме. Один из сорванцов, кажется, уже сосчитал быстрее всех, и гордо сообщает свой ответ профессору. Тот слушает с огромным вниманием, и лишь чуть улыбается одними глазами. Видно, что Рачинский искренне любит своих учеников, стремится вложить в них знания и правильные ценности.