Описание картины “Натюрморт с камелиями” Ильи Машкова
И.Машков, “Натюрморт с камелиями”, 1915 год, Фото: uploads4.wikiart.org
Название | Натюрморт с камелиями |
Страна, художник | Россия, Илья Иванович Машков |
Год | 1915 |
Жанр | натюрморт, фовизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картину “Натюрморт с камелиями” написал русский художник Илья Машков в 1915 году.
Необычный сюжет в мастерском исполнении
Натюрморты автора – необычное явление даже для пестрящих экспериментами десятых годов ХХ века. Он, как и другие участники творческого объединения “Бубновый валет”, находился в смелом творческом поиске под впечатлением работ французских импрессионистов.
Даже название натюрморта провокационно. Цветы на нем лишь часть многофигурной композиции. Словно на прилавке бакалейной лавки, на синей скатерти стола выложены пироги и калач, фрукты на белоснежном блюде и пирожные в стеклянной вазе. И в центре этого бакалейного изобилия – глиняный горшок с цветущей камелией.
Экзотические цветы – символ достатка и благополучия. В дореволюционной России маленькие домашние оранжереи свидетельствовали о том, что хозяин дома – успешный деловой человек, а его домочадцы отличаются хорошим вкусом и следят за модой.
Пирожные, калачи, пироги, фрукты – продукты, которые далеко не каждая семья могла себе позволить поставить на стол при ежедневной трапезе. То, что натюрморт не посвящен никакому празднику и отражает повседневный быт, свидетельствует его колорит: темная драпировка, синяя скатерть на столе. Посуда явно не для особых случаев – простая белая тарелка и массивная, но скромная стеклянная ваза.
Перед зрителем – афиша благополучной сытой жизни, столь желанной для многих. В одной постановке художник объединил предметы, словно символизирующие в совокупности своей благополучное мещанство, мечту обывателя.
Полукруглый верхний край полотна делает картину похожей на вывеску магазина. Это впечатление усиливают и большие габариты натюрморта (125 х 106 см). Все предметы на нем больше, чем их натуральный размер. Яркие насыщенные цвета, небрежно уложенные под углом крупные мазки широкой кисти, некоторая декоративность рисунка из-за наличия темных контуров фруктов сбивают зрителя с толку.
Создается ощущение, что в коллекцию Третьяковской галереи (а именно там находится “Натюрморт с камелиями”) попала дореволюционная вывеска.
В юные годы Машкову приходилось рисовать афиши и торговые плакаты. Возможно, Это полотно – своеобразная отсылка художника к собственному прошлому. Он, профессиональный художник, прекрасно владел приемами классической живописи. Но другие его натюрморты, написанные в привычной манере реалистичной живописи, остались практически незамеченными.
Зато навеянная новаторством импрессионистов “Камелия” была принята восторженно и публикой, и критиками. Картину сразу приобрели для коллекции Третьяковской галереи.