Описание картины “На пашне” Михаила Клодта
М.Клодт, “На пашне”, 1872 год, Фото: lermontovgallery.ru
Название | На пашне |
Страна, художник | Россия, Михаил Константинович Клодт |
Год | 1872 |
Жанр | пейзаж, реализм, натурализм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Картину “На пашне” написал русский художник Михаил Клодт в 1872 году. Позднее эта работа стала одной из основных на творческом пути художника.
Главная, известная, умиротворяющая
Визуально полотно разделено на две четкие части: широкая полоса неба и, чуть меньше предыдущей, – полоса земли. Природа передана во всех ее масштабах. Эпичность изображения проиллюстрирована путем изображения обычной деревенской жизни без загромождения пространства.
Сюжет картины необыкновенно прост: Михаил Константинович изобразил крестьянку в процессе ее работы. Она решила сделать небольшой перерыв и отвлечься на проезжающую мимо бричку, запряженную двумя лошадьми. На женщине надето типичное платье изумрудно-зеленого цвета. Рядом с ней стоит лошадь с плугом, также отдыхающая от тяжелой работы. Вдалеке виднеются еще несколько людей, занятых своей работой. Облака густо протягиваются над землей. Они тяжелые, полностью закрывают находящееся за ними солнце.
Цветовая гамма картины приглушена. Кажется, что в воздухе парит легкая дымка, как это бывает в душные дни. На картине нет ярких пятен и броских элементов, но при этом ее не скучно рассматривать. Краски очень реалистичны, из-за чего создается впечатление, что перед глазами – фотография, а не картина, написанная маслом.
Пейзаж русских просторов чувствуется в мельчайших деталях: птицы, сидящие на вспаханном поле и летающие над ним, небольшие группки берез, растущие между полями.
Образ деревни, полосы неба и земли – типичны для Клодта. Но эта работа, с минимальным количеством деталей, не отличающаяся сильной динамикой, особо полюбилась народу. Сюжет обладает неким умиротворением и спокойствием. На картине все идет своим чередом, ничто не нарушает равновесия.
Произведение “На пашне” – одна из главных работ Михаила Константиновича. Кроме того, самая узнаваемая у художника. Картина печаталась на открытках, календарях. Музеи России старались заполучить это полотно. Всего Клодтом было создано три копии картины. Оригинал же можно посмотреть в Третьяковской галерее, в которой он хранится уже больше ста лет.