Описание картины «Березовая роща» Исаака Левитана: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины “Березовая роща” Исаака Левитана

 

Описание картины "Березовая роща" Исаака Левитана: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
И.Левитан, “Березовая роща”, 1889 год, Фото: ru-static.z-dn.net

Название Березовая роща
Страна, художник Россия, Исаак Ильич Левитан
Год 1889
Жанр реализм, пастораль
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, бумага, масло

Картину “Березовая роща” написал русский художник Исаак Левитан в 1889 году.

Нехарактерный Левитан в привычном жанре

Этот пейзаж стал одной из самых узнаваемых картин Левитана. При этом манера исполнения именно этой работы не характерна для художника. Крупные мазки, словно мозаика, создающие живое полотно – это черты импрессионизма. Но свою творческую задумку мастер решил именно в этом новаторском для тех времен стиле.

Композиция картины нарушает каноны классической живописи. Все пространство полотна занимает яркая зеленая мозаика травы, листвы и солнечных бликов. Небольшой по габаритам пейзаж (всего 28х50 см) выглядит завораживающе реалистичным.

На переднем и среднем планах – изящные стволы берез и нижняя часть крон деревьев. В глубине картины неясным маревом виднеется сплошная зеленая масса. Верхушки берез будто срезаны, неба не видно. Благодаря этому пейзаж приобрел удивительную реалистичность и глубину пространства.

В продумывании композиции Левитан проявил высочайшее мастерство. Кажется, что все детали случайно попали в поле зрение художника и запечатлены на полотне просто так. Многолетняя работа над пейзажем не оставляет сомнений, что лишних элементов в композиции нет, расположение каждой веточки, каждого листочка тщательно продумано. И вершина таланта заключается именно в том, чтобы скрыть от зрителя схему построения композиции.

Солнечные блики создают причудливую мозаику на траве. Игра света и тени на листьях деревьев придают динамичность и живость изображению. Березы – композиционный и смысловой центр пейзажа, словно кружатся в плавном хороводе, купаясь в солнечных лучах.

Колорит картины создает жизнеутверждающее, радостное настроение. Пейзаж лишен внутреннего напряжения, наоборот, он внушает ощущение покоя, свободы и простора.

Идея написать пейзаж, темой которого станет символ России – береза, у Левитана возникла в 1885 году. Тогда художник проводил лето в гостях у друзей, в подмосковной усадьбе Бабкино. Именно к этому времени относятся первые этюды и наброски будущего шедевра.

Художник даже начал работу над полотном, но что-то не ладилось. Пейзаж был завершен только через 4 года, в 1890 году, когда Левитан жил в городе Плес. Он пришел на берег Волги с незаконченной работой и скоро завершил ее, вдохновившись местными живописными видами.

Пейзаж “Березовая роща” воспевает красоту родной природы, которая заключается в простоте и умении видеть прекрасное в обычном. Хранится это полотно в запасниках Третьяковской галерее. Увидеть его в выставочном зале – большая удача.

Оцените статью
Добавить комментарий