Описание картины “Березовая роща” Исаака Левитана
И.Левитан, “Березовая роща”, 1889 год, Фото: ru-static.z-dn.net
Название | Березовая роща |
Страна, художник | Россия, Исаак Ильич Левитан |
Год | 1889 |
Жанр | реализм, пастораль |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, бумага, масло |
Картину “Березовая роща” написал русский художник Исаак Левитан в 1889 году.
Нехарактерный Левитан в привычном жанре
Этот пейзаж стал одной из самых узнаваемых картин Левитана. При этом манера исполнения именно этой работы не характерна для художника. Крупные мазки, словно мозаика, создающие живое полотно – это черты импрессионизма. Но свою творческую задумку мастер решил именно в этом новаторском для тех времен стиле.
Композиция картины нарушает каноны классической живописи. Все пространство полотна занимает яркая зеленая мозаика травы, листвы и солнечных бликов. Небольшой по габаритам пейзаж (всего 28х50 см) выглядит завораживающе реалистичным.
На переднем и среднем планах – изящные стволы берез и нижняя часть крон деревьев. В глубине картины неясным маревом виднеется сплошная зеленая масса. Верхушки берез будто срезаны, неба не видно. Благодаря этому пейзаж приобрел удивительную реалистичность и глубину пространства.
В продумывании композиции Левитан проявил высочайшее мастерство. Кажется, что все детали случайно попали в поле зрение художника и запечатлены на полотне просто так. Многолетняя работа над пейзажем не оставляет сомнений, что лишних элементов в композиции нет, расположение каждой веточки, каждого листочка тщательно продумано. И вершина таланта заключается именно в том, чтобы скрыть от зрителя схему построения композиции.
Солнечные блики создают причудливую мозаику на траве. Игра света и тени на листьях деревьев придают динамичность и живость изображению. Березы – композиционный и смысловой центр пейзажа, словно кружатся в плавном хороводе, купаясь в солнечных лучах.
Колорит картины создает жизнеутверждающее, радостное настроение. Пейзаж лишен внутреннего напряжения, наоборот, он внушает ощущение покоя, свободы и простора.
Идея написать пейзаж, темой которого станет символ России – береза, у Левитана возникла в 1885 году. Тогда художник проводил лето в гостях у друзей, в подмосковной усадьбе Бабкино. Именно к этому времени относятся первые этюды и наброски будущего шедевра.
Художник даже начал работу над полотном, но что-то не ладилось. Пейзаж был завершен только через 4 года, в 1890 году, когда Левитан жил в городе Плес. Он пришел на берег Волги с незаконченной работой и скоро завершил ее, вдохновившись местными живописными видами.
Пейзаж “Березовая роща” воспевает красоту родной природы, которая заключается в простоте и умении видеть прекрасное в обычном. Хранится это полотно в запасниках Третьяковской галерее. Увидеть его в выставочном зале – большая удача.