Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь»
Царевна-лебедь, Михаил Врубель, 1900 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org
Название | Царевна-лебедь |
Страна, художник | Россия, Михаил Врубель |
Год | 1900 |
Жанр | символизм, литературная живопись |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Написать Царевну Михаила Александровича вдохновила постановка музыкальной драмы «Сказка о царе Салтане», роль царевны в которой пела супруга мастера Надежда. Однако картина — не портрет жены художника, а отражение сценического образа царевны.
Изображенная на фоне надвигающихся сумерек Царевна-лебедь выглядит печальной и таинственной. Ее огромные, цвета морской волны, глаза загадочны до спокойны, она как будто оглянулась на зов, да так и застыла на полотне.
На лице царевны еле уловимая нежная улыбка, немного наивная, совсем чуть-чуть игривая. Темные, сплетенные в косу волосы ниспадают из под кокошника вдоль утонченной изящной фигурки царевны. Большие драгоценные камни сверкают в золотом ее кокошнике, расшитая по краю серебром прикрывает стан полупрозрачная вуаль. Каменья драгоценные в перстнях подтверждают ее царскую принадлежность.
Художник поймал тот миг, когда царевна перевоплощается из лебедушки белоснежность в прекрасную девушку. Этот миг застыл на картине образом между сказкой и реальностью.
Вся мелодичность и музыкальность образа успешно легла на полотно мастера: в игре розово-серых полутонов, в переливах перламутровых бликов. В волшебном сиянии драгоценностей, перекликающихся с невероятной загадочностью огромных глаз девушки. Блики зари на горизонте, ночь — загадочное время волшебства.
Даль моря, скалы и град на горе отходят у зрителя на второй план, все центральное пространство захватывают невероятной красоты глаза героини. Два ли кто-то останется равнодушным к такому девичьему взгляду.
Царевна-лебедь изображена со спины в пол-оборота к зрителю, как будто бы зовет с собой туда, в закат, в ночь, в волшебство. Последнее уходящее за горизонт солнышко цепляет остатками лучей и играет радугой в белых перьях крыльев царевны.
Образ Царевны-лебеди в сказке Александра Сергеевича светлый и положительный. Однако художник в картине показал девушку слегка тревожной, слегка испуганной, как будто бы ее застали врасплох. Царевна уходит, уплывает, ускользает от зрителя, оставляя на память последний взгляд, последнюю улыбку, как нечаянную память о себе.