Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

 

Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Михаил Нестеров, 1889-1890 годы, картина «Видение отроку Варфоломею», Фото: upload.wikimedia.org

Название Видение отроку Варфоломею
Страна, художник Россия, Михаил Нестеров
Год 1889-1890
Жанр Религиозная живопись
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

В своей картине Михаил Нестеров обращается к сюжету, описанному в «Житии Сергия Радонежского». История повествует как отрок Варфоломей повстречал ангела в образе монаха. Мальчик попросил о благословении, а на вопрос старца чего бы он хотел, ответил, что больше всего желает обучиться грамоте. Инок помолился и сказал, что отныне Варфоломей сможет познать грамоту и научиться Священному Писанию.

На холсте изображен обычный сельский пейзаж. На заднем плане видны деревенские домики, осенний лес с золотой листвой, простая деревянная церковь. Слева течет небольшая извилистая речка, ровными рядами раскинулись огороды. Узкая тропинка, поднимаясь, ведет на холм, покрытый луговым цветками. На холме стоят две фигуры – светловолосого мальчика в крестьянской одежде и монаха, стоящего под старым дубом. Лица инока не видно, он стоит спиной к зрителям, накинув на голову капюшон. Вокруг головы светится едва заметный нимб – признак святости, свидетельство того, что монах является божьим посланником, и прибыл не из мира сего.

Сам отрок стоит, почтительно сложив руки, и в ожидании смотрит на старца. Он одет в чистую рубаху и аккуратно подстрижен. Весь его образ представляет чинность и благообразие.

В композиции картины прослеживается перевернутый треугольник, указывающий вершиной на отрока Варфоломея: кромка леса с двух сторон, а также угол согнутых рук мальчика образуют эту фигуру. С точки зрения искусствоведения, перевернутый треугольник означает снисхождение божественной энергии на землю. В данном случае божественная благодать снисходит на подростка, наделяя его новыми знаниями.

Нестеров считал эту работу своим главным шедевром, своим бессмертием. Он считал, что вера и любовь к знаниям неотделимы друг от друга, это части одного целого. Поэтому искренняя вера в Бога помогает постичь истину, а глубокие знания не мешают истово верить в своего Создателя.

Оцените статью
Добавить комментарий