Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»
Михаил Нестеров, 1935 год, картина «Портрет Павлова», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Портрет Павлова |
Страна, художник | Россия, Михаил Нестеров |
Год | 1935 |
Жанр | портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Свою молодость Михаил Нестеров посвятил религиозной живописи, росписи храмов. Но в советское время ему пришлось искать новое поприще, и он сосредоточился на портретах. Так, одной из самых ярких его работ стал портрет академика Ивана Петровича Павлова.
На картине изображен пожилой интеллигентный мужчина – у него седые волосы и борода, очки с круглыми стеклами, строгий сюртук. Академик сидит за столом, его руки вытянуты вперед и напряженно сжаты. По словам друзей и родственников, этот жест был характерен для ученого, он свидетельствовал о внутреннем сосредоточении и напряженной работе ума. То же выражение активной умственной деятельности написано на лице Павлова – взгляд опущен вниз, губы сосредоточено поджаты, на лбу собрались морщины.
Перед ним на столе, покрытым розовой скатертью, стоит горшок с белыми цветами. Эти ненавязчивые символы уюта – свидетельство безмолвного присутствия женщины. Таким образом художник отдает дань жене академика, которая посвятила жизнь мужу и детям, подчеркивает важность ее заботы.
Пейзаж за окном прописан более обобщенно, но вместе с тем узнаваемо. Большое белое здание с зелеными крышами – это биологическая станция, физическое воплощение трудов всей жизни академика Павлова. То место, которому ученый посвятил большую часть своей жизни.
Нестеров писал портрет, пока Павлов работал и общался со своими подчиненными. Благодаря этому ему удалось точно ухватить и передать волевой деятельный характер, острый ум, любовь к своей работе. Именно такие портреты, воспевающие идеал человека трудящегося, считались образцовыми в советский век социализма. Их герои были примером для подражания для простых людей в то время, когда ценность труда возносили на пьедестал.
Но трудовой пафос – не единственная причина, по которой работа была признана идеологически правильной и получила Сталинскую премию. Оба героя – и художник, и профессор прожили значительную часть жизни в Царской России, были признаны, занимали важное место в обществе. Но они приспособились к новому строю, поддерживали Советскую власть (или не вступали с ней в явную конфронтацию), поэтому смогли соответствовать идеалу советского человека.