Описание картины “Матерь Мира” Николая Рериха
Н.Рерих, “Матерь Мира”, 1924 год, Фото: muzei-mira.com
Название | Матерь Мира |
Страна, художник | Россия, Николай Константинович Рерих |
Год | 1924 |
Жанр | религиозная, мифологическая сцена, символизм |
Находится | Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва |
Материалы | холст, темпера |
Картину “Матерь Мира” написал русский художник Николай Рерих в 1924 году.
Все религии, объединенные в одной женщине
Двадцатые года минувшего века ознаменовались для Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны временем паломничеств по центральной Азии. В своих картинах и философских работах знаменитый живописец удивительным образом объединял такие культуры как буддизм, шаманизм, индуизм и православие. Художник очень интересовался темами женской космической энергии и философией восточных мудрецов. Это толкнуло его к написанию знаменитого произведения «Матерь Мира», которое входит в цикл «Знамена Востока»
Немного неправильным будет говорить, что эта картина – единственная, так как существует два варианта знаменитого произведения. Полотна похожи, ведь у них – одинаковый мотив и цветовая композиция.
Обе картины сначала хранились в городе Нью-Йорк, однако позднее первую версию выкупили для Московского Музея имени Николая Рериха.
Визуальные различия произведений в том, что первый вариант несколько сдержан, а во втором преобладает больше декоративных деталей. Также живописец изобразил разные уровни световой игры, для чего прибегнул к нескольким художественным приемам, используя палитру из фиолетового, аквамаринового и золотистого оттенков.
Фигура женщины на картине имеет очень интересный стиль: в нем угадывается смесь из образов Святой Богородицы, католической Мадонны и богинь средней Азии. Вероятнее всего, этим художник хотел отдать дань уважения предкам, веками и тысячелетиями чтившим культ Матери – Богини.
Женщина-Богиня восседает на троне, находящимся на острове, как бы в Центре Мирового Бытия, вокруг которого течет Река Жизни, светящаяся от животворящей силы. В передней части картины художник изобразил едва видимый элемент, формами напоминающий крест или другой религиозный символ. Возле нимба из алмазов – маленькие изображения “мудрецов востока”. Подчеркивает образ Женщины-Богини скрытый лик, что подстегивает фантазию зрителя.