Описание картины Марка Шагала “Над городом”
Марк Шагал, 1918 год, картина «Над городом», Фото: img-4.artonline.ru
Название | Над городом |
Страна, художник | Россия, Франция, Марк Шагал |
Год | 1918 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Раскрытие многогранности таланта художника мы наблюдаем на этом полотне художника: здесь и кубическая форма зданий, и наличие футуристических больших фигур и наивной любви. Сюжетом картины является все то важное в жизни Шагала, которое было в то время, а это он сам, любимая жена Белла и город Витебск. Пара влюбленных летит над расчерченным и опоясанным бесконечным числом заборов Витебском – месте, где на этих же заборах будут красоваться граффити, созданные самим художником.
Шагал нередко изображал людей в полете, в этом случае метафора «летать от счастья» обретает конкретность. Но парят высоко в небе не только от эйфории. Летать – это что-то нечто большее, чем просто преодолеть земное притяжение, это сравнимо с простым и естественным состоянием души. Фантастичность полотен Шагала тесно граничит с реальностью и достоверностью, и совсем неважно, являются ли изображенные влюбленными, цирковыми акробатами или же евреями.
Необычно то, что бытовые моменты полотна сливаются с романтизмом: вот мы видим летящих влюбленных, один из которых представляет собой кубинизированную фигуру Шагала; другая фигура в изящном наряде, написанная при помощи мягких округлых линий, и тут же слева наш глаз замечает человека со стянутыми штанами, который приготовился или уже закончил справлять естественную нужду; непонятно откуда взявшийся козлик, спокойно занятый поеданием травы.
Шагал не тяготел к детализации образов и объектов, он стремился к погружению в сновидение наяву. В те волшебные воспоминания и сны, где мы творим то, что нам хочется и с тем, с кем нам хочется. Героиня настоящая, и в этом нет сомнений; тщательная рисовка туфелек, кружевных оборок на одежде. Парящим душам присуща изящность и грациозность, а их полет сравним с неспешным променадом.
Герои возвышаются над мирской жизнью, которая протекает внизу, они абсолютно независимы и пребывают лишь в своем мире, закрытом ото всех. Схематично изображенные предметы кажутся нам нарисованными ребенком. Взоры влюбленных символичны: женщина глядит на наблюдателя, но неуловимость в ее взоре является напоминанием улыбки Джоконды; мужчина участвует в сцене прощания с родным Витебском, ведь впереди его ждет жизнь во французском городе.
Цвета на картине кажутся нам не связанными друг с другом. Наличие насыщенного зеленого и синего цветов одеяний пары, изумрудных деревьев, зеленого козлика, желтого дома и желтых окон в полной мере раскрывает глубину истинных чувств. Заборчик представляет собой черную ленту с соседствующими и спящими домами. Автор выходит за границы физических рамок, по этой причине полотна иррациональны и аллогичны. Расположение действующих лиц не подчинено физическому закону, а их окружение, это только воспоминание, всю жизнь преследовавшее героев.