Описание картины Левитана “После дождя. Плес”
И.Левитан, “После дождя. Плес”, 1889 год. Источник: novate.ru
Название | После дождя. Плес |
Страна,художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1889 |
Жанр | пейзаж, реализм |
Находится | Государственная Третьяковская Галерея |
Материалы | Холст, масло |
Картину “После дождя. Плес” написал русский художник Исаак Левитан в 1889 году.
С чего начался “пейзаж настроения”
Автор неоднократно бывал на Волге, особенно ему полюбился старинный русский городок Плес, запечатленный после на многих шедеврах.
Сравнительно небольшое полотно великого мастера на первый взгляд выглядит серо, даже тускло, безрадостно. Почему же оно считается одним из величайших творений Левитана? Эта картина полна смысла: при полном отсутствии человеческих фигур она пронизана жизнью, заботами и делами.
Волжский пейзаж с лодками и баржами на первом плане и небольшим городком с церковью в отдалении выполнен в серо-голубых тонах. Чувствуется, что только что прошел дождь, и воздух еще сырой. Видно, что баржи и лодки бедные, принадлежат скромным рыбакам.
Чуть за ними виднеется белый пароходишко, вероятно, он перевозит пассажиров с одного берега на другой.
Везде царит суетная атмосфера, как будто рыбаки и торговцы ушли по своим делам, но вот-вот вернутся. Сходни скинуты на берег, громоздятся кипы товаров, небрежно брошены сети.
Жизнь простых людей — вот квинтэссенция картины. Замысел художника состоял в том, чтобы донести до зрителя важность обыденного человеческого существования.
Рассмотрев детали, зритель внезапно осознает, что доминирует на картине бескрайнее небо. Оно настолько необъятно, что при внимательном разглядывании возникает чувство головокружения. Кажется, что небо затянуто тучами, но вдруг в центре обнаруживается солнечное пятно. Это символ того, что любые невзгоды можно преодолеть так же, как солнцу удается прорваться сквозь плотную пелену туч.
В целом композиция картины отличается лиричностью и легкостью. Только художник масштаба Левитана мог показать в простом пейзаже такую глубину.
Несмотря на невыразительную палитру работы, автору удалось придать картине достоверность. Важную роль сыграл свет — его как будто нет, но в то же время чувствуется то неяркое свечение, что наступает после дождя перед тем, как проглянут яркие лучи солнца.
Талант художника великолепно проявился в создании водной глади: поверхность реки отражает силуэты лодок и слегка дрожит под порывами легкого ветерка.
Это полотно породило новое течение под названием “пленэрный пейзаж”, или, как его стали именовать позднее, пейзаж настроения. Действительно, после изучения картины в памяти остается не само полотно, а ощущение легкой светлой грусти, которое оно вызвало.