Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде»
Кузьма Петров-Водкин, 1920 год, картина «1918 год в Петрограде», Фото: muzei-mira.com
Название | 1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна) |
Страна, художник | Россия, Кузьма Петров-Водкин |
Год | 1920 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Тяжелые революционные годы породили множество гениальных живописных произведений. Художники по-разному оценивали происходящие и грядущие изменения: одни приходили в ужас от кровавого террора, другие ожидали улучшения и обновления.
Петров-Водкин выразил свое неоднозначное отношение в картине «1918 год в Петрограде».
На холсте изображена женщина, кормящая грудью младенца. Голова ее покрыта белой косынкой, черты лица строгие, почти аскетичные. За печальное лицо и узнаваемый образ материнской святости зрители прозвали ее Петроградской Мадонной.
Одета она так же просто – в зеленое платье из гладкой ткани, в центре которого располагается разрез, чтобы можно было прикладывать ребенка. За спиной развивается, подобно знамени революции, алый плащ. Исследователи считают, что это не просто женщина с мальчиком, а символическое изображение матери всех сыновей революции.
Она, словно сама Россия, пережила множество бед и потрясений, потускнела лицом. Но, несмотря на это, она держит на руках само будущее страны. Этот маленький мальчик олицетворяет все последующие поколения, которым предстоит построить новый мир с процветающим коммунизмом.
За спиной Мадонны лежит панорама военного Петрограда. Город одновременно убогий и величественный. На улицах видны следы разрухи и запустения: окна выбиты и покрыты слоем пыли, растерянные люди стоят, переговариваясь, или бродят группками. Стены плотно увешаны агитационными листовками.
Но при этом, в воздухе висит предчувствие чего-то великого, тех серьезных изменений, после которых ничья жизнь не станет прежней. Именно это предвкушение рождает величие момента. Усиливают ощущения огромные, довлеющие над людьми здания, построенные в стиле классицизма: с колоннами и строгими четкими линиями. Небесно-голубой цвет одного из домов дарит надежду на светлое будущее.
Художник честно показывает угнетающую мрачную действительность, но утверждает, что скоро все изменится, страна встанет с колен, а новое поколение сумеет преодолеть все трудности.