Описание картины “Крестьянская семья” Павла Филонова
П.Филонов, “Крестьянская семья”, 1914 год, Фото: rusmuseumvrm.ru
Название | Крестьянская семья; Святое семейство |
Страна, художник | Россия, Павел Николаевич Филонов |
Год | 1914 |
Жанр | библейский сюжет, бытовой жанр |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Крестьянская семья” (“Святое семейство”) написал русский художник Павел Филонов в 1914 году.
Непонятый религиозный сюжет
Полотно экспонировалось на выставке аналитического искусства под названием «Сделанные картины». Основной ее мыслью было сравнение искусства и природы, где все формируется от части к целому. Каждый штрих художника – крупица его мировоззрения, благодаря которым все изображенное выглядит настоящим и живым.
Итогом этого аналитического маневра в живописи является сложная структура, где все элементы плотно связаны друг с другом. Такая композиция получилась в результате наслаивания цветов и форм.
Филонов был верующим, поэтому картину он написал в стиле иконописи. В основе картины – религиозный сюжет – праздник Рождества Христова.
На полотне изображен младенец Иисус с родителями – Марией и Иосифом. Рядом, дополняя праздничную атмосферу, стоят животные. Тогда силуэты людей писались просто, без четких структур.
Филонов любил изображать предметы и людей не похожими на реальных, образными.
«Крестьянская семья» относится к циклу «Ввод в мировой рассвет», который посвящен будущему, когда искусство станет большей частью человеческой жизни.
Понятие «мировой рассвет» отражается в идее и палитре полотна. Художник мастерски выделяет яркие фрагменты.
Говорить о фоне вообще не представляется возможным: художник сделал так, что каждый штрих связан и неотделим от последующего.
На полотне доминирует розово-красный цвет. Критики всегда говорили, что это придает сюжету некую детскость. Ругали палитру за сложность восприятия и несерьезность. Хотя живописец наверняка пытался отобразить радость и новизну, выбирая розовый вместо зеленого – цвета молодости и расцвета. К тому почти монохромная картина воспринимается легко и спокойно, благодаря акцентам и священному смыслу, пусть и выраженному, по мнению многих, в такой ироничной манере.
Сегодня полотно экспонируется в Государственном русском музее, в Санкт-Петербурге.