Описание картины “Косарь” Казимира Малевича
К.Малевич, “Косарь”, 1912 год, Фото: api.interior.ru
Название | Косарь |
Страна, художник | Россия, Казимир Северинович Малевич |
Год | 1912 |
Жанр | жанровая сцена, суперматизм |
Находится | Нижегородский государственный художественный музей |
Материалы | холст, масло |
Картину “Косарь” написал русский художник Казимир Малевич в 1912 году.
Один из важнейших холстов в истории искусств
Автор – центральная фигура в летописи русского авангардизма. Творчество его неоднородно: писал и в стиле импрессионизма, не брезговал реальным изображением мира, добился успехов в беспредметном искусстве. Картина “Косарь”написана в период увлечения кубизмом.
Родина кубизма – Франция начала двадцатого столетия. Кубисты считали, что в основе всего лежат простейшие кубические формы. Они стремились любой объект трехмерной реальности разобрать на простые элементы и соединить их на холсте в двумерном изображении. Главное для кубистов – не показать изменчивый мир образов, а отобразить саму суть предмета, вечную и устойчивую.
Фигура косаря на полотне как будто собрана из геометрических форм. Можно различить строгие линии трапеций и треугольников, совершенство круга, монументальность квадрата. Человек на полотне изображен во весь рост, от взгляда его невозможно уклониться. Возникает ощущение, что между зрителем и человеком с картины нет границы.
Малевич говорил, что к кубизму его привели иконы. В рисунке лица косаря есть много общего с изображениями ликов святых.
Икона – верхняя точка крестьянского искусства, вид творчества, в котором находит самовыражение дух народа. Если вспомнить иконы новгородской школы, в картине есть много общего с ними. Как, например, фронтальность и плоскость фона, его яркий красный цвет.
Есть в картине и вечное противостояние добра и зла. Это видно в цвете одежд косаря – черное и белое там переплетаются по всей фигуре. Пороки и достоинства, хаос и гармония, разрушительная сила и стремление к творческому созиданию – все это в одинаковых пропорциях можно найти в каждом человеке. Внимательный зритель заметит и золото – его отблески символизируют светлое начало в человеческой душе.
Полотно имеет исключительную важность для истории искусства, которую трудно переоценить. Едва ли сам автор понимал ясно значение этой работы, которая является безусловным шедевром переходного периода, и к которой он пришел интуитивно.
Это становится ясно сегодня, по прошествии более чем века с момента написания; сам же Малевич, вероятно, создавая полотно, даже не догадывался, каким значимым оно станет.
Сейчас полотно Казимира Малевича “Косарь” находится в Нижегородском художественном музее.