Описание картины Константина Сомова «Дама в голубом»
Константин Сомов, 1897-1900 годы, картина «Дама в голубом», Фото: muzei-mira.com
Название | Дама в голубом |
Страна, художник | Россия, Константин Сомов |
Год | 1897-1900 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Художник Константин Сомов создал совершенно новый вид живописи – ретроспективный портрет. С помощью отдельных деталей он сумел погрузить зрителей в эпоху восемнадцатого столетия и передать трепетный образ барышни того времени. Это произведение – личный манифест мастера, ода романтике и эстетике ушедшего столетия
Позировала ему Елизавета Мартынова – близкая знакомая и сокурсница из Академии художеств, некоторые даже полагают, что она была дамой сердца Сомова. Работа писалась долгих три года – художнику приходилось прерываться из-за того, что Елизавета болела чахоткой и часто уезжала на лечение.
На холсте изображен ухоженный английский парк с подстриженными изгородями, гравиевыми дорожками, скамейками и фонтанами. На заднем плане на скамье сидит молодая пара, а мимо проходит господин с тростью – некоторые угадывали в этом персонаже самого Сомова.
Но все внимание зрителей сосредоточено на загадочной фигуре девушке на первом плане. Героиня одета в пышное ультрамариново-синее платье с открытыми плечами и нежной кружевной пелериной. Переливы синего цвета на платье контрастируют с голубоватыми тенями на болезненно-бледном лице девушки. Темные волосы, убранные в скромную гладкую прическу, подчеркивают благородную правильность черт: глубоко посаженные карие глаза, прямой нос, скорбно сжатые губы. На щеках играет нездоровый румянец, поразительно выделяющийся на фоне общей бледности.
Одна рука прижата к груди в непроизвольном жесте защиты. А в другой руке у дамы маленькая книжка в коричневой обложке, но она не смотрит на страницы – ее пронзительный взгляд направлен прямо в душу зрителя.
Художнику удалось вытащить на свет тайную скорбь девушки, ее скрытые печали и страдания. Она была молода, но умирала от чахотки – и в ее глубоком взгляде светится вся горечь непрожитой жизни.
Что примечательно, сама Мартынова была категорически против того, чтобы художник продавал портрет – она считала неправильным наживаться на ее искренней боли и открытой нараспашку душе. Но Сомов ее не послушал и все-таки продал работу Третьяковской галерее.