Описание картины Константина Савицкого «Семейная ссора»
Название | Семейная ссора (Не сошлись характерами) |
Страна, художник | Россия, Константин Савицкий |
Год | 1890 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза |
Материалы | холст, масло |
Константин Савицкий – русский художник, специализировавшийся на жанровой живописи. Он был признанным мастером, обладателем множества наград Императорской Академии художеств. Чаще всего художнику позировала его молодая жена Валерия Ипполитовна, которая полностью разделяла привычки супруга, поддерживала его увлечения. Именно они с сыном Георгием стали моделями для картины «Не сошлись характерами».
Константин Апполонович близко общался с Ильей Репиным и его семьей. Поэтому для них стал потрясением громкий скандальный развод в семье художника. Савицкий выразил свои искренние переживания по этому поводу в знаменитой работе «Семейная ссора».
На холсте изображена молодая женщина. Она сидит в кресле, подперев голову рукой и, очевидно, отвернувшись от своего обидчика. В руке у нее кружевной платок, а глаза полны слез – впрочем, она уже не пытается их скрыть или вытереть украдкой, поэтому соленые капли свободно катятся по щекам. Другой рукой она прижимает к себе маленького мальчика – ему не больше трех лет. Малыша напугали громкие крики родителей, и теперь он сидит, встревоженно прижимаясь к матери, пытаясь найти защиту и успокоение в ее объятиях.
Но женщина в этот момент едва ли способна унять тревоги сына – она целиком погружена в собственные переживания. Для нее вся жизнь кончена, ведь она связалась с черствым бездушным человеком, который ее совершенно не понимает. Именно такие горькие мысли сейчас роятся в ее голове, независимо от того, в чем заключалась причина размолвки.
Мало кто знает, но в музее выставлена лишь часть полотна. Изначально, справа от женщины был изображен сидящий в таком же кресле супруг с сигарой в руке. Его образ художник написал с самого себя, но впоследствии решил, что такой сюжет будет неправильно истолкован, и разрезал холст на две части. Первая, с портретом супруги, стала частью экспозиции Пензенской галереи, а судьба второго куска полотна неизвестна – возможно, автор просто его уничтожил.