Описание картины Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Константин Маковский, 1872 год, картина «Дети, бегущие от грозы», Фото: muzei-mira.com
Название | «Дети, бегущие от грозы» |
Страна, художник | Россия, Константин Маковский |
Год | 1872 |
Жанр | бытовой |
Находится | Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Константин Егорович Маковский – русский художник-передвижник, известный своими портретами и историческими картинами. В своих работах большее внимание он уделял художественным, а не социальным проблемам: тщательно трудился над техникой, цветом и формой.
«Дети, бегущие от грозы» – одна из самых трогательных работ художника
Впечатляет не только сюжет картины, но история ее создания.
Художник часто бывал в российской глубинке – писал природу с натуры, сценки сельской жизни. В одну из таких поездок по Тамбовской губернии встретил бойкую крестьянскую девчушку и захотел написать ее портрет. Девочка согласилась, но в условленный день не пришла. Вместо нее прибежал младший брат и рассказал, что накануне вечером они ходили по грибы, а когда возвращались домой, началась гроза. Дети торопились изо всех сил, чтобы успеть укрыться от непогоды. В один момент девочка поскользнулась, упала в болото и насквозь промокла. Ночью у нее начался жар, поэтому она осталась в постели, отправив вместо себя младшего братца.
Маковский был впечатлен этой историей, и положил ее в основу картины. Правда, девочку он больше так и не увидел – пришлось писать ее по памяти.
На полотне изображены крестьянские дети на фоне сельского пейзажа. На небе сгустились тучи, поднялся сильный ветер, трава поникла к земле – вот-вот хлынет дождь.
Девочка несет на спине своего белокурого братца, а за пазухой – котомку с грибами. На лице у нее написана тревога, она боится грозы и торопится как можно скорее добежать до какого-нибудь укрытия. Девчушка испуганно оглядывается назад – должно быть, там прогремел раскат грома, поэтому она даже не смотрит под ноги, когда ступает на скользкий деревянный мосток. Из-за общей тревожной атмосферы картины зритель чувствует: что-то произойдет, малышка оступится и упадет в топкое болото.
Маленький мальчик тоже испуган, он изо всех сил прижался к сестре в поисках защиты и утешения, но взгляд его направлен вперед, он словно пронизывает зрителей насквозь.
Маковский не знал, что случилось с этой девочкой, но художественным языком он выразил надежду на благоприятный финал. Композиция произведения построена таким образом, что фигуры детей и переходы цвета на грозовом небе образуют две диагонали. Точка их схода – кусочек голубого неба вдалеке, там, где гроза уже закончилась. Именно такое ясное и безоблачное будущее ждет юных героев картины – в этом живописец уверен сам и убеждает зрителей.