Описание картины “Конец Бородинского сражения” Василия Верещагина
В.Верещагин, “Конец Бородинского сражения”, 1900 год, фото: wikidata.org
Название | Конец Бородинского сражения |
Страна, художник | Россия, Василий Верещангин |
Год | 1900 |
Жанр | историческая живопись, реализм |
Находится | Россия, Музей Отечественной войны 1812 года |
Материалы | холст, масло |
Картину “Конец Бородинского сражения” написал русский художник Василий Верещагин в 1899-1900 годах.
Отвратительные лики войны
Полотно – одной из двадцати завершенных работ цикла “1812-й год”. Также в цикл входит большое количество этюдов, эскизов и набросков.
Для создания атмосферы картины художнику пришлось изучить множество документов, исторических источников, карт военных действий и художественной литературы. Его полотна отличаются отсутствием парадного лоска и резкой натуралистки. Основным стремлением В.Верещагина было истолкование личного отношения к войне 1812 года.
Изображенное на картине событие – печальный итог Бородинской битвы. На переднем плане – солдаты армии Бонапарта. Они взывают к своему командиру, поднимая вверх руки, знамена и шлемы.
Войска захватчиков приветствуют своего императора, который, сидя на белой лошади, направляется к ним из леса.
Центральная часть – наиболее ужасающий элемент произведения. Ров полностью заполнен телами воинов, а их лица – страданиями и горечью. Люди, обломки орудий – все перемешано между собой.
Страшно даже представить, что среди тел могут находиться выжившие, чьи крики о помощи невозможно услышать. К войне художник относился как к всемирному злу, что и хотел показать в своих работах. Центральное изображение – печальная и неразумно высокая цена за самолюбие и надменность французского покорителя.
Горизонт картины выполнен в тусклых и блеклых тонах. Изображение дыма буквально заставляет чувствовать нехватку кислорода и запах пороха в воздухе. Гнетущие оттенки невольно переносят зрителя на место сражения. На заднем плане видно поле полностью усыпанное телами солдат. Война беспощадна, она уносит жизни всех, кто решил вступить с ней в связь.
Основную палитру картины составляют цвета военной формы воинов и изображения поля битвы. Оттенки приглушенные, что показывает, какое относительное спокойствие осталось тут после недавнего страшного события. Яркие пятна – части обмундирования выраженного красного цвета. Однако первая ассоциация при быстром взгляде на полотно – пятна крови, пролитой невинными людьми, так яростно отстаивающих честь Наполеона.
Картину “Конец Бородинского сражения” можно увидеть в Музее Отечественной войны 1812 года.