Описание картины Казимира Малевича «Летний пейзаж»
Казимир Малевич, 1929 год, картина «Летний пейзаж», Фото: artchive.ru
Название | Летний пейзаж |
Страна, художник | Россия, Казимир Малевич |
Год | 1929 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Казимир Малевич запомнился зрителям как основатель супрематизма, автор легендарного «Черного квадрата». Но в начале своей творческой карьеры он писал в разных живописных стилях – неоимпрессионизме, примитивизме, фовизме. Его работы свидетельствуют, что Малевич мог бы стать выдающимся художником в любом из них. Но мастер проникся идеологией кубофутуризма, а позднее создал собственное художественное учение – супрематизм. Он рассматривал беспредметность как новую ступень художественного сознания, своего рода платформу для дальнейшего развития изобразительного искусства. Несмотря на это, время от времени он возвращался к более привычным обыденному зрителю предметных формам и сюжетам: как, например, в импрессионистической работе «Летний пейзаж».
На холсте изображен маленький летний домик, затерявшийся в буйной зелени. У него белые оштукатуренные стены и красная черепичная крыша. На заднем плане возвышаются высокие деревья с кудрявыми кронами – они словно обнимают это уютное жилище своими тенистыми ветвями. Вдали под деревьями виден купол и крест деревенской церквушки, возможно, за забором лежит кладбище – безмолвное напоминание человеку о скоротечности жизни.
На первом плане растет яблонька с побеленным стволом. Под ней спиной к зрителям стоит женщина – она не позирует художнику, а выглядит, скорее, как случайный персонаж.
Перед женщиной раскинулся небольшой огород с традиционными посадками капусты, моркови и огурцов. Узкая песчаная тропинка ведет от домика прямо к грядкам, словно мостик, соединяющий мир природы и мир человека.
Цвет неба сизовато-синий, а воздух наполнился ожиданием грозы. Но этот ливень, готовый пролиться на сухую землю, несет в себе очищение и обновление. Он – основа новой жизни, необходимость для ее роста и развития.
Все произведение наполнено ностальгией художника по детству, проведенному в деревне, рядом с природой. Краски на картине невероятно свежие и сочные, а сюжет настолько незамысловат, что вызывает у каждого зрителя собственные томительные воспоминания, как будто картина рассказывает именно о его детстве.
В этом заключается уникальное мастерство Малевича-импрессиониста: он умел коснуться сердца каждого зрителя своими полотнами-впечатлениями и пробудить в них самые сокровенные воспоминания.