Описание картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

 

Описание картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Карл Брюллов, 1836 год, картина “Гадающая Светлана”. Фото: upload.wikimedia.org

Название Гадающая Светлана
Страна, художник Россия, Карл Брюллов
Год 1836
Жанр романтизм
Находится Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
Материалы Холст, масло

Гений русского романтического портрета Карл Брюллов написал картину «Гадающая Светлана» в 1836 году на сюжет поэмы В. А. Жуковского «Светлана». На полотне маслом изображена девушка, глядящая в зеркало.

Наивный мистицизм и сокровенность русского быта

Любимец и баловень императора, никогда не знавший нужды и недостатка в похвалах публики, Карл Брюллов снискал известность после написанной им картины «Последний день Помпеи». «Гадающая Светлана» – следующее за этим шедевром полотно, более скромное, но и более глубокое.
Девушка, окруженная мягким сиянием свечи, резко выделяется на фоне полного мрака светлицы. Фигура ее облачена в старинный русский наряд: кокошник, яркий сарафан, исподнюю рубаху. На шее – два ряда жемчугов, сама девушка молода и румяна. Основываясь на сюжетную составляющую поэмы Жуковского, здесь изображена сцена святочного гадания. Героиня картины и поэмы Светлана напряженно, даже испуганно всматривается в свое отражение в фигурном зеркале, стремиться разглядеть там силуэт будущего суженого.

Символика отражения в эпоху романтизма имеет гораздо больше значения, чем кажется на первый взгляд. Сопоставление себя с потусторонним, тайным миром  – это знаковая, отличительная черта картин того времени. Так и здесь Светлана с опаской и сомнением, но и с благоговейным трепетом смотрит самой себе, той, другой, в глаза. Порыв разгадать непознанное в себе, ожидание ответов на внутренние, зачастую конфликтующие со своим “Я”, вопросы – вот основная мысль, которую художник попытался донести до потомков.

В общем и целом, национальный колорит картины, охристые, тёплые краски и четкие мазки дают ощущение проникновения в мистику и напряжение обряда гадания как части русского старообрядческого обихода.

Картина получила признание именно на волне популярности произведения Жуковского и признана одной из лучших в своем жанре.

Полотно выставлено в Нижегородском государственном художественном музее.

Оцените статью
Добавить комментарий