Описание картины Карла Брюллова «Гадающая Светлана»
Карл Брюллов, 1836 год, картина “Гадающая Светлана”. Фото: upload.wikimedia.org
Название | Гадающая Светлана |
Страна, художник | Россия, Карл Брюллов |
Год | 1836 |
Жанр | романтизм |
Находится | Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород |
Материалы | Холст, масло |
Гений русского романтического портрета Карл Брюллов написал картину «Гадающая Светлана» в 1836 году на сюжет поэмы В. А. Жуковского «Светлана». На полотне маслом изображена девушка, глядящая в зеркало.
Наивный мистицизм и сокровенность русского быта
Любимец и баловень императора, никогда не знавший нужды и недостатка в похвалах публики, Карл Брюллов снискал известность после написанной им картины «Последний день Помпеи». «Гадающая Светлана» – следующее за этим шедевром полотно, более скромное, но и более глубокое.
Девушка, окруженная мягким сиянием свечи, резко выделяется на фоне полного мрака светлицы. Фигура ее облачена в старинный русский наряд: кокошник, яркий сарафан, исподнюю рубаху. На шее – два ряда жемчугов, сама девушка молода и румяна. Основываясь на сюжетную составляющую поэмы Жуковского, здесь изображена сцена святочного гадания. Героиня картины и поэмы Светлана напряженно, даже испуганно всматривается в свое отражение в фигурном зеркале, стремиться разглядеть там силуэт будущего суженого.
Символика отражения в эпоху романтизма имеет гораздо больше значения, чем кажется на первый взгляд. Сопоставление себя с потусторонним, тайным миром – это знаковая, отличительная черта картин того времени. Так и здесь Светлана с опаской и сомнением, но и с благоговейным трепетом смотрит самой себе, той, другой, в глаза. Порыв разгадать непознанное в себе, ожидание ответов на внутренние, зачастую конфликтующие со своим “Я”, вопросы – вот основная мысль, которую художник попытался донести до потомков.
В общем и целом, национальный колорит картины, охристые, тёплые краски и четкие мазки дают ощущение проникновения в мистику и напряжение обряда гадания как части русского старообрядческого обихода.
Картина получила признание именно на волне популярности произведения Жуковского и признана одной из лучших в своем жанре.
Полотно выставлено в Нижегородском государственном художественном музее.