Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»

 

Описание картины Ивана Шишкина «Рожь»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Иван Шишкин, 1878 год, картина «Рожь», Фото: upload.wikimedia.org

Название Рожь
Страна, художник Россия, Иван Шишкин
Год 1878
Жанр Пейзаж
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Пейзажи Ивана Шишкина – это не просто бездумное копирование природы. Его картины всегда рассказывают о человеке, его горестях и радостях, о пути души к Богу.

Так и здесь. Основную часть полотна занимает ржаное поле. Оно похоже на волнующееся море золота. Ржаные колосья такие полные и тяжелые, что склонились под собственным весом, слегка покачиваясь на ветру. Среди этой богатырской ржи бредут два человека. Их фигур не видно, над колосьями лишь слегка возвышаются головы. Этот контраст дополнительно подчеркивает грандиозное величие природы, ее силу и мощь, недоступную людям.

Над нивой простирается бескрайнее голубое небо. Оно уже чуть порозовело, отражая первые лучи заката. Пышные курчавые облака, поднимающиеся над горизонтом, добавляют полотну глубину и объем. Они несут с собой дождь – живительную влагу для природы, ее рост и обновление.

Вековые сосны на заднем плане – символы выносливости и прочности – поражают красотой и величием. Они словно великаны-богатыри, защищающие русскую землю. Только одно погибшее дерево выделяется своим сухим стволом. Это аллегория личной трагедии художника. Незадолго до написания картины он потерял всю свою семью, и это стало для него незаживающей раной.

Цвета, которые использует Шишкин, по-своему символичны. Золотой и голубой традиционно использовались в христианской религиозной живописи, преимущественно в иконописи, для визуализации Божественности. С их помощью художник подчеркивает божественное начало природы, ее безупречную нерукотворную красоту. Может быть, именно таким он представляет себе рай.

На этом религиозная тема не заканчивается. Весь первый план занимает заросшая травой проселочная дорога. Она прописана очень детально, можно разглядеть каждый камень и каждую травинку. Проселок начинается прямо от зрителя, слегка изгибается, уходит вперед и теряется во ржи. Шишкин иносказательно изображает путь души человека к Богу – такой же непростой и извилистый.

Оцените статью
Добавить комментарий