Описание картины Ивана Никитина “Портрет Петра I”
Картина Ивана Никитина “Портрет Петра I”, Фото: museumsworld.ru
Название | Портрет Петра I |
Страна, художник | Россия, Ивана Никитина |
Год | 1721 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственный Русский музей |
Материалы | Холст, масло |
Художник Никитин писал портреты Петра неоднократно, что подтверждается собственноручными записями государя в его дневниках. Упоминание о художнике в дорожных журналах Петра появляется в апреле 1716 го года, в период заграничных поездок государя, а так же в 1721 году, когда царь Петр I пребывал на Финском заливе на острове Котлин.
Согласно этим заметкам, можно предположить, что портреты писались с натуры. Заинтересованность императора художником отчасти объясняется тем, что он старался внедрить среди своих подданных веяния и умения заграничных мастеров, дабы в дальнейшем прославить Русь и показать, что не только заморские мастера способны создавать шедевры в искусстве.
Для этого он поручил Никитина И.Г. Таннауэру, который приехав из-за границы, обязался обучить местных подмастерий всему, что умел сам. Портрет написан в последние годы жизни Петра I. Голова занимает большую часть портрета, передавая зрителю энергетическую силу изображенного на нем человека.
Крупные уверенные мазки, широкие движения кисти не мешают увидеть тонкие, легкие теневые соотношения, материализующие характерные черты характера Петра. Художник ярко выделил главные черты Петра: мощь и волевой характер, а так же его внутренний стержень настоящего правителя.
Взгляд императора, направленный прямо на зрителя, удивляет своей проницательностью и прозорливостью. Брови немного хмурятся, вероятно от тяжести принимаемых им государственных решений, губы сжаты.
Портрет довольно простой в исполнении, но раскрывает всю внутреннюю сущность Петра I. Зритель видит в портрете черты замечательного человека с сильным характером, на которого возложена тяжелая историческая миссия.
Никитин сумел изобразить на портрете не только внешность государя, но и его внутреннее содержание. Художник смог запечатлеть и передать сквозь время черты не просо жесткого и волевого человека, но его глубокую человечность и тонкий ум.
Художник именно по этой причине акцентировал внимание именно на лице императора, скрыв мелкие детали одежды и другие мелкие детали портрета. В те времена писать великих представителей власти, императоров и лиц к нему приближенных лицом к лицу со зрителем было не принято, но художник избрал свой путь и изобразил Петра именно так.