Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»
Неутешное горе. Иван Крамской, 1884 год, Третьяковка, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Безутешное горе |
Страна, художник | Россия, Иван Крамской |
Год | 1884 |
Жанр | бытовой реализм |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картину «Неутешное горе» Иван Крамской писал под тягостным впечатлением трагедии, постигшей его семью. В 1876 году умер его сын Марик. В женщине, изображенной живописцем, едва-едва угадывается сходство с Софьей, его женой. Мастер писал работу долгих четыре года, было создано несколько предварительных эскизов. Только через два года живописец нашел образ, который не вызывал в нем критики.
Крамской остановился на варианте, в котором женщина достаточно сдержана и спокойна, лишь заплаканы и скорбны ее уставшие глаза, одной рукой она прижимает платочек к губам, вторая рука свешена вдоль туловища. Лицо ее бледное и слегка уставшее. Волосы с заметной проседью, две завитушки упали на лоб.
Длинное с кружевными подворотничками и манжетами черное закрытое платье. Взгляд женщины слегка отстраненный куда-то глубоко в себя темные круги под усталыми глазами, похоже, что несколько дней без сна в скорби и печали.
Стоит женщина около кресла или совы с мягкой обивкой, на которой лежит коробка с цветами и погребальный венок. Рядом с софой деревянный ящик, в котором стоят живые цветы в горшках с грунтом, один горшок не поместился и стоит прямо на полу. Пол укрыт цветным покрытием.
Позади женщины у стены стоит тесно-зеленого цвета диван с высокой спинкой, перед ним, накрытый коричневой с отливом скатертью стоит круглый стол с книгами, видны также спинки двух стульев с высокими, как у дивана, спинками и поручнями для рук, как у кресла. Над диваном прибит канделябр для трех свечей, большая картина с изображением бушующего моря и две небольшие репродукции по ней.
За тяжелой портьерой с подвязками открыта дверь в другую комнату, в проеме виднеется лучик от освещения.
Когда полотно уже было готово, автор написал письмо господину Третьякову, в которой предложил в дар большую картину с трагическим подтекстом. Павел Третьяков согласился взять работу у Крамского, но только с условием, что тот примет за работу деньги. Один из набросков картины, выполненный в карандаше хранится в Саратове в музее художеств имени Радищева. Это более ранний набросок мастера, который пришелся самому Крамскому не совсем по душе.