Описание картины Ивана Фирсова «Юный живописец»
Иван Фирсов, 2-я половина 1760-х. гг., картина «Юный живописец», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Юный живописец |
Страна, художник | Россия, Иван Фирсов |
Год | 2-я половина 1760-х годов |
Жанр | Русская бытовая живопись |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина Фирсова «Юный живописец» является одним из самых первых примеров русского бытового жанра живописи, однако обладает абсолютной совершенностью этого стиля.
На картине изображён реальный для тех времён сюжет. В просторной мастерской молодой художник рисует маслом портрет маленькой девочки. Её спокойную позу контролирует мама придерживая за плечо. Комната хорошо освещена и все детали легко разглядеть.
Юный живописец – это мальчик лет пятнадцати с длинными русыми волосами. Одет в классический повседневный костюм синего цвета, на ногах белые гольфы. Перед ним мольберт, художник изящным движением кисти наносит мазки на холст. В другой руке у него еще несколько кистей и палитра с красками. Под ногами чемодан с художественными инструментами.
В комнате много интересных вещей, создающих творческую атмосферу. Это мраморный бюст симпатичной женщины, подвижная фигура человека, с большой тонкостью вырезанная из древесины. На стене около окна висят две картины: на одной изображена дама с гитарой, а на другой мрачный пейзаж. Возможно это мастерская учителя юного живописца и картины написаны именитым художником, чьё мастерство с интересом перенимает маленький мастер.
На холсте без труда можно разобрать портрет маленькой натурщицы: миловидные черты лица, золотые волосы украшены белым бантом, прелестное розовое платьице. Кажется, работа подходит к завершению.
Эта сцена будто бы вырвана из жизни, Фирсов превосходно передал тонкость движений персонажей, их эмоции. Спокойствие и ласковая строгость матери, неусидчивость и игривость девочки, увлечённость и внимательность молодого художника. Реалистичность и правдивость героев сюжета создаёт очаровательную поэтичность этой картины.
Интересная судьба ожидала работу Фирсова: в те годы бытовой реализм был не востребован, а художник совсем неизвестен, потому продавец картины исправил подпись реального художника на знаменитое имя Антона Лосенко, дабы набить цену. Однако искусствоведы смогли определить различия в художественной манере творцов и вернули заслуженное Фирсовым признание.