Описание картины Ивана Айвазовского “Хаос. Сотворение мира”
И.К.Айвазовский, “Хаос. Сотворение мира”, 1841 год, фото: ayvazovskiy.su
Название | Хаос. Сотворение мира |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1841 |
Жанр | религиозная сцена, символизм |
Находится | Музей армянской конгрегации мхитаристов, о. Св.Лазаря, Венеция |
Материалы | бумага, масло |
Картину “Хаос. Сотворение мира” написал русский художник Иван Айвазовский в 1841 году.
Она родилась в Италии, где автор обучался и где, благодаря волне вдохновения, увидели свет полсотни его крупных произведений.
История картины в Библии и жизни
“Хаос” с восторгом был принят в Италии: искусствоведов поразила достоверность изображения света, воздуха и воды. Картина так понравилась тогдашнему Папе Григорию XVI, что он захотел ее приобрести. Но автор настоял на том, чтобы подарить полотно католической церкви.
Палитра “Хаоса” ограничена, в холодных тонах, которые прежде так старательно избегал Айвазовский. Он вообще сначала набросал все контуры и лишь потом задумывался о красках.
Мазки аккуратны, но при этом автор не снимает излишки шпателем. Темные, болотные оттенки сначала воспринимались итальянскими учителями как неудачные. Они предлагали художнику всегда писать в ярких красках.
Айвазовский – маринист до мозга костей, и хоть и на втором плане, в этом библейском сюжете – море.
Центральный план – это грозовое небо с фигурой Создателя. Огромная черная тень пытается поглотить этот мир, но она опоздала. Свет уже бросил первые лучи на бушующее море, а Творец уже развел руки, чтобы ласково успокоить ярые волны.
От картины веет символизмом. Композиция красок разбивает всякие сомнения: от темной морской пучины, через полупрозрачную, исчезающую страшную фигуру, – к светлым, радостным краскам небес – все говорит о Тьме, побежденной Светом.
Как и на всех потрясающе-фотографических полотнах Айвазовского, “Хаос. Сотворение мира” передает невероятно точную палитру морских волн и воздуха, света. Отчего возникает ощущение почти фантастической естественности.
Работа хранится в Музее армянской конгрегации мхитаристов на острове святого Лазаря (Сан-Ладзаро-дельи-Армени), в Венеции. Что примечательно, она выполнена маслом на бумаге.