Описание картины Ивана Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря»
Иван Айвазовский, 1887 год, картина «Пушкин на берегу Черного моря», Фото: www.smr.ru
Название | Пушкин на берегу Черного моря |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1887 |
Жанр | Пастораль |
Находится | Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев |
Материалы | Масло |
Картина художника-мариниста с изображением Александра Пушкина была одной из заключительных полотен художника. Творение пополнило личную коллекцию Айвазовского, но после его ухода из жизни, коллекцию пришлось распродать с целью покрытия долга. Работы нашли свое пристанище за границей, но позже их выкупили владельцы музея и они снова очутились на родной земле.
Айвазовский всегда был поклонником творчества Пушкина, но личная встреча повлияла на художника удивительным образом: он увидел в поэте источник силы и так вдохновился им, что посвятил ему несколько полотен. Мастерская стала местом, где было создано творение, так как преклонный возраст уже не позволял длительных поездок. Картина создавалась в течение двух лет, и облик поэта менялся несколько раз. Она была написана в год, как прошло пол века со дня гибели Пушкина. Есть еще другая работа с Пушкиным на холсте, где и кисть Репина оставила свой след.
Картина состоит из сложного нагромождения предметов, которые поделены на некоторые этапы. Одним из первых этапов стали горы в правой части, которые кажутся великанами по сравнению с маленькой фигурой поэта. Художник акцентировал внимание именно на пейзаже, подталкивая нас к мысли о том, что фактическая разница между таким великим человеком, как Пушкин и любым другим – отсутствует. Человек придет и уйдет, а природа останется навсегда.
Следующим этапом идет изображение моря и неба. Этот этап представляется нам мутным и расплывчатым, словно недалеко приближение вечера. Здесь живописец применил технику, которая заключается в двойном наложении масла. Перед сушкой и лакировкой работы картина должна пройти акриловую обработку. Лишь после этих действий идет легкое нанесение слоя лака.
Морские волны живо приветствуют «солнце русской поэзии». Поэт внимательно смотрит куда-то вдаль, может, придумывая новые строчки для своих стихотворений, а может, раздумывая над смыслом в жизни. То, что он пребывает в размышлениях, выдает напряженное лицо и сосредоточенность во взгляде. Расслабленная поза говорит о том, что герою хорошо быть здесь, смотреть на бесконечное море, слушать шум бегущих под ноги волн.