Описание картины Ивана Айвазовского «Москва зимой. Вид с Воробьевых гор»
Иван Айвазовский, 1872 год, картина «Москва зимой. Вид с Воробьевых гор», Фото: artchive.ru
Название | Москва зимой. Вид с Воробьевых гор |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1872 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Частная коллекция |
Материалы | холст, масло |
Иван Айвазовский известен во всем мире как талантливый художник-маринист, но в его творческом портфолио есть также пейзажи, портреты, даже жанровые и религиозные сцены. Одной из таких нетипичных работ стала картина «Вид с Воробьевых гор». У современного зрителя этот вид вызывает недоумение – написано «Москва», а на холсте представлена лишь какая-то избушка и едва угадывающийся силуэт города на заднем плане. Но в 1872 году город был гораздо компактнее, границы его лишь немного выходили за пределы Садового кольца. Поэтому, когда художник жил в доме своей жены на Воробьевых горах, его взору открывалась именно такая картина. Небольшой пригородный поселок и панорама города с его шпилями и куполами вдалеке.
На переднем плане изображен бревенчатый дом за высоким забором и несколько одиноких тополей, укрытых снежной изморозью. Возле ворот стоят сани без лошади – ее уже выпрягли или не успели запрячь. Мимо по наезженной коле мужик ведет под уздцы тройку лошадей, впряженных в повозку. Зимнее солнце уже опускается к горизонту, окрашивая пасмурное небо с низкими облаками в золотисто-розовые тона. Близок закат короткого зимнего дня, поэтому рабочий люд торопится поскорее завершить свои дела и вернуться домой с мороза, к теплой натопленной печи.
На среднем плане выписано еще несколько таких же одиноких избушек, а вдали раскинулась Москва. Художник визуально противопоставляет город и пригород, романтизируя спокойную деревенскую жизнь. Его душа, привыкшая к неограниченному простору (чаще всего морскому) протестует против скученного муравейника городских домов.
Вскоре после написания мастер продал картину, и она попала в частную коллекцию к английскому лорду. С тех пор произведение выставляется во многих музеях мира, хотя по-прежнему принадлежит одному владельцу.