Описание картины Ивана Айвазовского «Морской пейзаж»
Иван Айвазовский, 1870 год, картина «Морской пейзаж», Фото: opisanie-kartin.com
Название | Морской пейзаж |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1870 |
Жанр | Марина |
Находится | Национальная галерея Армении, Ереван |
Материалы | холст, масло |
Как талантливый маринист, Иван Айвазовский мог изобразить море в любой его ипостаси: ночью, на закате, во время бури и в полный штиль. Оно виделось художнику живым организмом, со своим сложным непокорным нравом, но невероятной изменчивой красотой. Именно благодаря удивительной тонкости восприятия, художественной чуткости Айвазовскому удавалось передать трепетное дыхание волн и всю глубочайшую разнообразную палитру синих оттенков.
На холсте изображено почти спокойное море с небольшими барашками волн. Цвет воды переливается от искристо-бирюзового до прозрачно-голубого ультрамаринового. Эта прохладная синева манит своей свежестью. Предзакатное золотистое небо окутано розоватой дымкой, облака плывут очень низко, словно хотят слиться с морской глубиной.
В тумане угадывается холмистый берег, который вдали уже превращается в настоящие горы, цепляющие верхушками небо. Они угрожающе возвышаются над пейзажем, пробиваясь своим мрачным величием через нежную дымку. С суши надвигается непогода: это заметно по темному цвету холмов и черной взбаламученной воде возле берега. Даже облака – розоватые над морем, возле суши имеют зловещий синеватый цвет.
В центре полотна расположен корабль – он идет полным ветром под белыми парусами. Из-за поднимающихся волн судно чуть накренилось в сторону, но у зрителя появляется уверенность, что ничего страшного с кораблем не случится, и он с честью выдержит эту бурю. Расположено судно ровно на границе света и тьмы, точно в том месте, где спокойные умиротворенные воды превращаются в бушующие опасные волны.
Художнику удалось мастерски написать закатное сияние неба, переливчатую живость вод. Но ярче всего талант Айвазовского проявился именно в изображении этого переходного момента, тревожного предощущения шторма.
Все произведение проникнуто искренней любовью и восхищением мариниста этой непокорной стихией, так стремительно меняющей свое зефирное умиротворение на напряжение шторма, грома и молний.