Описание картины Ивана Айвазовского «Лунная ночь в Босфоре»
Лунная ночь на Босфоре. Иван Айвазовский. 1894 год. Третьяковка, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Лунная ночь на Босфоре |
Страна, художник | Россия, Иван Айвазовский |
Год | 1894 |
Жанр | пейзаж |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина создана в тысяча восемьсот девяносто четвертом году. Впервые картина была показана на выставке работ Айвазовского в тысяча восемьсот девяносто шестом году, и называлась «На Босфоре». Это одна из многочисленных картин автора на любимую, морскую тематику. Многие годы художник провел путешествуя по разным странам, познавая мир и создавая полотна.
Феноменальная зрительная память помогала живописцу воспроизводить до мельчайших тонкостей характер того или иного уголка земли. Поистине удивительные и незабываемые полотна, вызывающие восхищение, как у зрителя, так и у критика. Природная полнота и гармония с предметами не природного происхождения (домами, улицами, кораблями и т. д.), естественность и неповторимость, особое богатое видение окружающего присуще Айвазовскому.
«Лунная ночь в Босфоре» отличается умиротворением и спокойствием теплой Стамбульской ночи. На фоне полной большой желтой луны возвышаются столбы старой каменной мечети. Редкие светлые облака проплывают по ночному небу. В спящих водах пролива, опустив паруса ночуют на рейде несколько кораблей. Из одного парусника, матросы, пересев в лодку плывут к берегу на отдых, другие остались ночевать на борту.
Вдалеке отчетливо видно, как еще две шхуны под парусами заходят в Босфорский пролив. Стамбул – центр торговли, собирает купцов со всей округи. Все купеческие артели сюда в основном приходят морем. Вот и сейчас, в городе ночь, город спит, а на пирсе люди, они встречают корабли.
Огромная полная луна освещает одинаково ярко и близкие и дальние объекты. Зрителю хорошо видны и городские припортовые постройки, и строения на том берегу Босфора, виднеющиеся на возвышенности. Вдалеке, до самого горизонта тянутся горы.
Отражаясь с спокойной воде пролива, лунный свет становится в два раза ярче и светлее. В этом, кажется на первый взгляд, малоцветье серых, черных и белых тонов, сотнями полутонов и оттенков рождается целая прибрежная жизнь. Сегодня ее освещает полная луна и зритель видит, что в проливе жизнь кипит не только днем, но и ночью. Ну и конечно вода, в каждой знаковой работе мариниста. Эта картина тоже принадлежит к маринистическому циклу живописи мастера кисти.
Сам Айвазовский когда-то сказал, что если бы ему удалось прожить и триста лет, то все равно он нашел бы в море что-то новое, вдохновляющее. Морю художник оставался верен до самой смерти.