Описание картины Исаака Левитана «Вечерний звон»
Исаак Левитан, 1892 год, картина «Вечерний звон», Фото: muzei-mira.com
Название | Вечерний звон |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1892 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Исаак Левитан был одним из самых знаменитых русских пейзажистов. Секрет его пленительных работ в удивительно чутком отношении к природе, умении подмечать красоту там, где другой человек прошел бы мимо.
Художник долго вынашивал идею картины, изображающей гармонию русской церкви и природы. Писал множество этюдов и набросков. Вариацией на эту тему стало произведение «Тихая обитель», но критики единогласно признали, что «Вечерний звон» – более зрелая и продуманная работа с выверенной композицией.
Условно полотно можно разделить на три плана. На первом изображен поросший травой берег с узкой тропинкой и небольшой песчаной отмелью, которая служит пристанью для двух лодок. Солнце уже опустилось достаточно низко, поэтому трава с мелкими белыми цветочками, небольшой куст и деревянный помост скрылись в тени.
Второй план представляет река. Широкая, неторопливая, она изгибается, обнимая своими водами противоположный берег. В воде отражается лес, розовые облака, белые стены, золотистые купола монастыря. На середине реки лодка, полная пассажиров. На носу сидят гребцы в монашеских рясах, от их весел на воде остается легкая рябь. Это единственное движение на картине, полной спокойного умиротворения.
На дальнем берегу расположен монастырь. Над деревьями видна белоснежная колокольня и само здание монастыря. Прямо от реки к монастырским воротам ведет широкая грунтовая дорога.
Произведение отражает путь души верующего от земного мира к Богу. Ближний берег символизирует суетную землю, узкая заросшая тропинка – это аллегория тяжести пути, соблазнов и сомнений, с которыми придется встретиться человеку. Река – это граница между мирами, а лодочная переправа является единственным способом попасть «на тот свет». Здесь (случайно или осознанно) художник делает отсылку к древнегреческой мифологии и реке Ахерон, разделяющей мир живых и мир мертвых.
Монастырь на противоположном берегу – изображение рая, божественной обители, а большой арочный вход является райскими вратами.
Мастерство исполнения, живописные приемы, а также глубокая духовная идея делают этот пейзаж выдающимся произведением, шедевром в своем жанре.