Описание картины Исаака Левитана «Вечер после дождя»
Исаак Левитан, 1879 год, картина «Вечер после дождя», Фото: artchive.ru
Название | Вечер после дождя |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1879 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Исаак Левитан был одним из самых знаменитых русских пейзажистов. Секрет его завораживающих работ в удивительно чутком отношении к природе, умении подмечать красоту там, где другой человек прошел бы мимо.
«Вечер после дождя» был написан, когда художнику было всего девятнадцать лет. Картина совершенно отличается от того Левитана, к которому привыкли зрители – на ней нет церквей или величественной девственной природы, а всего лишь скромный урбанистический пейзаж. Но несмотря на кажущуюся сюжетную простоту, произведение наполнено поэзией, душевностью и удивительным романтизмом.
В юном возрасте он остался без родителей, находился на грани бедности – порой им с братом было нечего есть и негде ночевать. Левитану приходилось целыми ночами слоняться по городу, ожидая утра и начала занятий в художественной академии. Именно в эти периоды он подмечал и запоминал пейзажи, цвета, игру света и тени, текстуру поверхностей – все эти мысленные заметки впоследствии превратились в прекрасные картины.
На холсте представлен пустой перрон маленького железнодорожного полустанка. Сгустились сумерки, но воздух после дождя сверкающе-чистый и еще чуть влажный. Солнце зашло всего минуту назад – на светлом небе догорают последние краски заката, а облака на глазах меняют цвет от сизого до золотисто-желтого. На первом плане изображен маленький станционный домик. На перроне, окруженном невысоким заборчиком, ни души, только влажно блестит деревянный настил после дождя.
Тонкие стрелы рельсов устремляются вдаль – туда, где горят огни уходящего поезда. Там же, на горизонте, темнеет полоса леса. Весь пейзаж проникнут романтикой юности, волнительным одиночеством ночных прогулок. Зритель буквально ощущает свежесть летнего воздуха, умытого дождем, и слышит шум уходящей электрички.
В более зрелом возрасте картины Левитана обретут уверенность мазков, правдивость красок. Но произведения юного художника по-своему трогательные, лиричные, щемящие.