Описание картины Исаака Левитана «Сумерки. Луна»
Сумерки. Луна. Исаак Левитан, 1899 год, Русский музей, Питер, Фото: muzei-mira.com
Название | Сумерки. Луна |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1899 |
Жанр | рейаж |
Где хранится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Как и многие другие полотна автора, эта картина – пейзаж настроения. Работу можно считать автобиографичной, в таких работах остаются чувства и переживания, аллегория мыслей и бытия.
Исаак Ильич уже болеет чувствует себя нехорошо, у него проблемы с сердцем, хоть ему всего лишь сорок, передвигается он уже, опираясь на палку. Хоть Левитан уже признан обществом, но со многими своими друзьями, в том числе с писателем Антоном Чеховым находится в достаточно прохладных отношениях. И творчество его в этот период такое же хмурое, исполненное хандры.
Визуально композиция состоят из двух половин – освещенное полной луной, бесконечное ночное, осеннее, низкое небо и тихая водная ширь, отражающая небесное ночное светило. Тишина такая, что кажется слышно, как срывается с ветки осенний желтый листок, ни ветерка, ни шороха, ни звука, только легкое мерцание луны на водной глади.
В серо-синем ночном окружении, освещенный огромной луной, стоит осенний лес. Пожелтевшая трава, разноцветные, от красного до желтого, еще не улетевшие с деревьев листья, темные кляксы высоких старых сосен. Все природно и очень гармонично.
Два тонких, одиноких, почти облетевших дерева в левой части композиции, удачно перекликаются с густым лиственным и хвойным лесом справа. Такая информационная нагрузка равномерно распределяет внимание зрителей. Подобные приемы чередования достаточно часто применяются Левитаном, очень свойственна манера подачи.
Отражающиеся в воде деревья и камыши визуально увеличивают полоску леса почти вдвое. Характерная для мастера палитра и игра тонов делает произведение с одной стороны узнаваемым, а с другой стороны, если задуматься о периоде жизни автора, в который была написана картина «Сумерки. Луна», можно понять, что это своего рода прощание. Последние главы из жизни художника.
Меньше, чем через год Исаака Левитана не станет. Его последний период в жизни отметится одиночеством, болью, разочарованием, душевными страданиями. Все это, несомненно, ляжет на холсты живописца, как прощание на века.