Описание картины Исаака Левитана «Лесное озеро»
Исаак Левитан, 1890-1895 годы, картина «Лесное озеро», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Лесное озеро |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1890-1895 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Ростовский областной музей изобразительных искусств |
Материалы | холст, масло |
Исаак Левитан по праву считается одним из лучших русских пейзажистов, чьи работы пронизаны теплом, любовью к русским просторам, восхищением их неброской величественной красотой.
Картина «Лесное озеро» была написана в поздний период творчества, когда Левитан состоялся как мастер, в совершенстве овладел всеми техниками художественной выразительности и полностью раскрыл свой талант. Воплощению замысла на полотне предшествовало множество этюдов, написанных в разное время суток и с разных точек. Автор прибегал к различным композициям и цветовым решениям, чтобы в совершенстве передать то чарующее спокойствие тихого озера, затерянного среди бескрайних лесов. В итоге он остановился на нежно-золотистой гамме с вкраплениями изумрудной зелени вековых сосен. Именно такая колористика придала произведению задумчивую лиричность.
Необычно также композиционное решение. Художник сосредоточился на противоположном берегу озера, прописав дальний план со всей тщательностью и вниманием. Ближний берег, поросший молодым ельником, написан нечетко, его очертания словно слегка расплываются. У зрителя складывается ощущение, будто он смотрит не на живописное произведение, а на фотографию, фокус которой направлен на дальний план.
Ровную зеркальную гладь озера со всех сторон обступает стена леса. Ближний берег высокий, холмистый, зато противоположный раскинулся равниной. Высокие сосны подходят вплотную к воде, словно хотят разглядеть в ней свое отражение. Только слева появляется узкая полоса песчаного берега, которая разделяет мир водный и мир земной.
Кромка леса вдали освещена розовато-золотыми лучами заката. Но солнце, расположенное за границами холста, уже опустилось достаточно низко, поэтому ближние деревья постепенно погружаются в тень.
На первом плане справа довольно схематично изображены две сосны – большая и маленькая. Их ветви соприкасаются, словно они держатся за руки. Они похожи на мать и дочь, которые каждый вечер приходят к краю обрыва над озером, чтобы встретить кого-то родного, но давно покинувшего их. Эта деталь добавляет светлому полотну нотку лиричности и смутной невыразимой тоски.
В этом заключается непревзойденное мастерство Левитана, который даже простой пейзаж может наполнить лирическим смыслом.