Описание картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета»
Илья Репин, 1903 год, картина «Торжественное заседание Государственного совета», Фото: muzei-mira.com
Название | Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1903 |
Жанр | Коллективный портрет |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
В начале XX века Илья Репин стал выдающимся художником, признанным мастером портрета и жанровой живописи. Поэтому именно он получил государственный заказ на портрет чиновников во время юбилейного собрания в Мариинском дворце.
Полотно получилось поистине гигантским – почти 9 метров в длину и 4 в высоту. Художник работал над ним на протяжении трех лет с двумя помощниками: Борисом Кустодиевым и Иваном Куликовым.
В первую очередь был написан зал для заседаний с его сложной планировкой, колоннами и стульями, расставленными тремя рядами. Когда интерьер был готов, художники приступили к фиксации лиц – во время заседания использовался даже фотоаппарат на треноге, чтобы живописцы успели запечатлеть все важные моменты. После чего художники еще несколько недель ходили в Мариинский дворец, как на работу, чтобы закончить наброски к портретам всех присутствовавших лиц.
По первоначальной задумке, государственные деятели должны были смиренно внимать торжественной речи Николая II. Но Репин предложил добавить в произведение динамизма. Поэтому он пропустил момент чтения юбилейной грамоты и сосредоточился на вручении наград членам совета.
Полотно разделили на части: Кустодиев писал правую, Куликов левую, а сам Репин заполнял центр. К портретам государственных мужей он отнесся серьезно. Просил позировать их по одному или по несколько человек, строго следил за соблюдением правильной рассадки. Иногда вместо одного изображения все художники писали три, после чего руководитель группы выбирал лучшую версию (чаще всего свою).
В это время мастер уже ослаб здоровьем, его правая рука почти не двигалась, поэтому в работе он использовал левую. Но подобные ограничения никак не сказались на качестве шедевра. Современники отмечали поразительное внешнее и даже психологическое сходство всех представленных персонажей.
Живописные произведения такого характера интересны как исторический артефакт, обладающей документальной точностью. Именно поэтому в них так ценится достоверность и реалистичное отображение действительности.