Описание картины Ильи Репина «Портрет Мусоргского»
Илья Репин, 1881 год, картина «Портрет Мусоргского», Фото: muzei-mira.com
Название | Портрет Мусоргского |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1881 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Модест Мусоргский был талантливым композитором, членом творческого объединения «Могучая кучка». В его музыке прослеживались уникальные и самобытные русские черты.
Но в 1870-е годы «Могучая кучка» развалилась, а в официальной академической музыкальной среде его творчество с налетом славянофильства не принимали. Модест Петрович, будучи ранимым человеком, очень болезненно воспринимал все это, переживая всем сердцем. Следствием таких потрясений стала «нервная болезнь» и пристрастие к алкоголю. За десять лет энергичный талантливый человек превратился в неопрятного пьяницу с потухшим взглядом.
Именно таким его запечатлел Репин, когда композитора привезли в госпиталь после приступа алкогольного делирия. Там же бывший гений скончался через несколько дней.
На холсте представлено поясное изображение немолодого мужчины. На самом деле ему было всего 42 года, но болезнь и отчаяние состарили его на десятилетия.
Фоном к портрету служит больничная стена нежно-голубого цвета – Репин изобразил ее так, словно это не унылая казенная штукатурка, а светлые небесные дали. Одежда героя также выступает лишь обрамлением. На нем черный домашний халат с малиново-красным воротом. Из-под него выглядывает русская белая рубаха с вышивкой, словно напоминание о самобытной народной музыке Мусоргского и его таланте, который все еще сокрыт внутри.
Основное внимание зрителя сосредоточено на лице композитора – нет сомнений, что это глубоко больной человек с запущенным алкоголизмом. Его давно не стриженные волосы в беспорядке всклокочены, неопрятная борода свисает клочьями. На лице появилась характерная одутловатость, а нос стал багровым из-за постоянно расширенных сосудов.
Но самое главное – глаза. Воспаленные, с желтоватыми белками, они не менее ярко говорят о состоянии композитора, чем весь его внешний вид. Этот взгляд прежде сильного и целеустремленного человека, теперь отражает бесконечную боль, отчаяние и даже предчувствие скорой смерти.
В своем состоянии Модест Петрович просто не мог позировать художнику. Он просто погрузился в свои думы и не обращал внимания на Репина, сидящего рядом с кистью в руках. Словно в эти минуты вся жизнь проносилась перед глазами, а ему оставалось только бессильно наблюдать, уже осознавая свой печальный финал.