Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»
Илья Репин, 1880–1889, 1892 годы, картина «Арест пропагандиста», Фото: muzei-mira.com
Название | Арест пропагандиста |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1880 – 1889, 1892 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Илья Репин был художником, чутко откликавшимся на социальные проблемы, особенно его интересовало драматическое противостояние отдельного человека и политической системы. Поэтому он часто обращается к сюжетам, связанным с революционной деятельностью. В конце девятнадцатого века это было особенно актуально, поскольку в стране происходил всплеск революционной активности, меры контроля ужесточались, а к политическим арестантам нередко проявляли жестокость и насилие.
На холсте изображен обыск и арест человека, ведущего подрывную пропагандистскую деятельность. На картине представлена простая русская изба с деревянными стенами и рассохшимся полом. Каждый угол буквально кричит о бедности своего хозяина.
Всех персонажей Репин делит на группы, строя таким образом композицию произведения. Смысловым центром является сам арестант, его фигура выделена с помощью яркого акцента – кричащей алой рубахи, которая светится в полумраке убогого жилища.
Пропагандиста крепко держат за локти жандарм и неопрятный старик в тулупе и лаптях. На переднем плане сидит пожилой мужчина в форме, читающий одну из найденных листовок. К нему склонился молодой человек с тонкими усиками. У ног жандарма лежит распотрошенный чемодан с запрещенными книгами и стопками отпечатанных листов – это основная улика против обвиняемого. За их спинами столпились зеваки: он вытягивают шеи, чтобы лучше разглядеть происходящее, заискивающе улыбаются. Один из них даже протягивает над головами пачку писем – возможно, он принес еще одну улику и пытается выслужиться перед властями.
На заднем плане изображены фигуры бородатых крестьян с мрачными лицами. Они тихо стоят у окна, настороженно оглядываются, пытаясь понять происходящее.
Темные тона произведения заставляют зрителей концентрироваться на двух цветовых акцентах – красной рубахе арестованного и голубой крышке его чемодана. С помощью такого художественного приема автор подчеркивает сюжетную важность именно этих деталей.
Произведение написано в характерной для Репина манере – часть картины прописана крайне тщательно и детализировано: доски пола, чемодан с бумагами, фигура сидящего на стуле жандарма и человека рядом с ним. Все остальные персонажи не менее выразительны, но манера их изображения совершенно иная: широкие эффектные мазками, эскизная небрежность. Это добавляет полотну живости, придает глубину и динамичность.